Субъекты правовых отношений. Правовое положение лиц

Содержание

Слайд 2

Ius civile vigilantibus scriptum est … ne deserant causam.
Гражданское право написано для

Ius civile vigilantibus scriptum est … ne deserant causam. Гражданское право написано
бдительных (граждан), чтобы они не пренебрегали судебным делом
(Cicero.De fato. 12)

Слайд 3

Subiectum
В разных этимологических словарях русского языка русское слово «Субъект» выводится из французского

Subiectum В разных этимологических словарях русского языка русское слово «Субъект» выводится из
языка от латинского Subiectum - subject.
Барсов А. А. «Российская грамматика» (1784 – 1788): «Subjectum – лицо, о котором, или вещь, о которой что-нибудь сказывается, т. е. утверждается или отрицается» (72 с.).

Антон Алексеевич Барсов

Слайд 4

Латинское слово subiectum восходит к глаголу subicio, состоявшему из приставки sub –

Латинское слово subiectum восходит к глаголу subicio, состоявшему из приставки sub –
«под» и глагола iacio – «бросать, подставлять, подменять, распространять, выражать, приближать, осмыслить»
В латинском оно означало:
1) «выражение, смысл, тема», как например, у Цицерона: Cic. De orat. 2, 116: «Duplex est oratori subiecta materies» («У оратора выражен двойной смысл»).
2) субъект права или лицо права, например, в Институциях Юстиниана: Inst. I. 8. Pr.: «Sequitur de iure personarum alia divisio, nam quaedam personae sui iuris sunt, quaedam alieno iuri subiectae sunt» («Можно следовать и другому делению по праву лиц, ведь некоторые являются лицами своего права, некоторые – субъекты по чужому праву»); или же в Дигестах Юстиниана: Paul. D. XXXVII. 10. 10. 15: «Avunculus magnus est aviae frater, quattuor personae huic nomini subiectae sunt» («Двоюродный дед – э то брат бабушки, четыре лица по этим именем являются субъектами»).
Следовательно, в римском праве понятие субъектов права не отделялось от понятия лиц права: «Лицо … по духу своему … субъект» (Gai. Inst. II. 238: «Persona…animo suo… subiecta»).

Слайд 5

Марк Туллий Цицерон, цитируя философа Демокрита, заменил греческое ἂτομοι – «нерезаные, неделимые»

Марк Туллий Цицерон, цитируя философа Демокрита, заменил греческое ἂτομοι – «нерезаные, неделимые»
на латинские слова corpora individua – «неделимые тела». В трактате 44 г. до н. э. «De fato» («О судьбе», 21) он употребил слова individua, individuis в качестве существительных: «Индивидуумы всегда существуют в единственном виде» или «прежнее основание путем более высокого соединения дало то, что осталось как единичный индивидуум».

Слайд 6

Люций Анней Сенека придал индивидууму смысл «нечто отдельное от других, неповторимое и

Люций Анней Сенека придал индивидууму смысл «нечто отдельное от других, неповторимое и
уникальное»: Sen. Dial. I. 5. 9: «Quaedam separari a quibusdam non possunt, cohaerent, individua sunt» («Те, что не могут быть отделены от других, существуют стабильно, являются индивидами»).

Слайд 7

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций дал определение, которое мы используем и сейчас:

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций дал определение, которое мы используем и сейчас:
«Лицо же есть индивидуальная (т. е. конкретная) сущность разумной природы»: Boetius. Contra Eutychen et Nestorium. 3: «Persona vero rationailis naturae individua substantia».

Слайд 8

PERSONA – лицо права
Авл Геллий - выводил persona из слов per и

PERSONA – лицо права Авл Геллий - выводил persona из слов per
sonare – «озвучивать роль».

Слайд 9

Иоанн Дамаскин –считал, что слово произошло от πέρα-σωμα – «выше тела».

Иоанн Дамаскин –считал, что слово произошло от πέρα-σωμα – «выше тела».

Слайд 10

Аниций Боэций сравнивал persona с πρoσωπον (prosōpon) – «лицо» по-гречески.

Аниций Боэций сравнивал persona с πρoσωπον (prosōpon) – «лицо» по-гречески.

Слайд 11

Лактанций (Луктаций) Плацид – грамматик V в., полагал, что persona – per

Лактанций (Луктаций) Плацид – грамматик V в., полагал, что persona – per
se una – «само по себе единственное».

Слайд 12

Этрусское слово Φεrsυ из Гробниц города Тарквинии на фресках с сценами терзаний

Этрусское слово Φεrsυ из Гробниц города Тарквинии на фресках с сценами терзаний

Слайд 16

Persona «маска» на лице жреца, совершающего человеческие жертвоприношения, чтобы подземные духи царства

Persona «маска» на лице жреца, совершающего человеческие жертвоприношения, чтобы подземные духи царства
мертвых не узнали бы его, – понятие, соотнесенное термином φεrsυ из языка этрусков - «прятать, скрывать» было связано с культом богини подземного царства мертвых Персефоны (Persephona), чье имя писалась на стенах тарквинийских гробниц то как Phersipnai, то как Phersipnei.

Слайд 17

«Venos Diovem Prosepnai» («Венера Юпитеру (жалуется) на Прозерпину»). Так, из Prosepnai вышла

«Venos Diovem Prosepnai» («Венера Юпитеру (жалуется) на Прозерпину»). Так, из Prosepnai вышла Persephona - персона
Persephona - персона

Слайд 20

Лица права разделялись:
Persona privata, singula «частное, отдельное лицо) (persona physica) - Persona

Лица права разделялись: Persona privata, singula «частное, отдельное лицо) (persona physica) -
publica, collectiva (публичное, собирательное лицо) (persona iuridica)
Частные лица (personae privatae, singulae) разделялись на:
– «лиц своего права» (personae sui iuris), к которым относился исключительно домовладыка (dominus), он же отец семейства (paterfamilias);
– «лиц чужого права» (personae alieni iuris), к которым относились подвластные члены семьи: жена, несовершеннолетние (обычно до 25 лет) дети и клиенты (часто родственники на иждивении, но обычно вольноотпущенники, зависящие от своего бывшего хозяина
«Рersona dupliciter spectatur, eius qui fecit et eius qui passus est» («Лицо представляется двояко: одно действует (самостоятельно), другое терпит (действие)» (D. XLVII. 19).

Слайд 21

Григорий Палама употребил в трактате «Capita physica, theological, moralia et practica»: «физическая

Григорий Палама употребил в трактате «Capita physica, theological, moralia et practica»: «физическая
сущность вещи», «физическая ипостась (лицо) символична и воображаема».

Слайд 22

Хосе де Агилар обсуждал выражения: «vita physica», «genus physicum», «res physica», “substantia

Хосе де Агилар обсуждал выражения: «vita physica», «genus physicum», «res physica», “substantia physica”, «persona physica».
physica”, «persona physica».

Слайд 23

Секст Юлий Фронтин: «Sive singularis sit persona…vel populus, vel curia, vel collegium»

Секст Юлий Фронтин: «Sive singularis sit persona…vel populus, vel curia, vel collegium»
(«Это может быть единичное лицо … либо народ, либо курия, либо коллегия»).
А комментатор Фронтина Агений Урбик : «Personae publicae etiam coloniae appellantur» («Еще и колонии называются публичными лицами»

Слайд 24

Каноническое право стало заменять публичные лица юридическими.
Понятие юридического лица, представленного как «некое

Каноническое право стало заменять публичные лица юридическими. Понятие юридического лица, представленного как
воображаемое лицо, существующее в объединении отдельных людей - коллегию», объяснено в 1247 году в работе папы Иннокентия IV: «Когда коллегия, находится в положении сообщества, пусть она представляет одно лицо» - “collegium in causa universitatis fingatur una persona”

Слайд 25

Немецкий романист Рудольф фон Йеринг, впервые принявший в юриспруденции новый термин «юридическое

Немецкий романист Рудольф фон Йеринг, впервые принявший в юриспруденции новый термин «юридическое
лицо»
вместо римского термина «публичное лицо»

Слайд 26

У Квинта Септимия Флоренса Тертулиана «persona» упоминается несколько раз: “una persona et

У Квинта Септимия Флоренса Тертулиана «persona» упоминается несколько раз: “una persona et
dei et domini” «одно лицо и Бога, и Господа».

Слайд 27

Августин писал о Троице: «Una essentia vel substantia, tres personae» («Одна сущность

Августин писал о Троице: «Una essentia vel substantia, tres personae» («Одна сущность – три лица»).
– три лица»).
Имя файла: Субъекты-правовых-отношений.-Правовое-положение-лиц.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0