Существует несколько гипотез и исследований происхождения и значения ромбического орнамента. Рассмотрим например точку зрения

Содержание

Слайд 2

Существовала и
разновидность ромбо-
меандрового орнамента
с 2-мя меандровыми
полосами, расположен-
ными под углом друг

Существовала и разновидность ромбо- меандрового орнамента с 2-мя меандровыми полосами, расположен- ными
к
другу. Таким образом,
на пересечении меандр
получается знак солнца
более известный как
свастика. Она заняла в
геометрическом
орнаменте одно из
ведущих мест.

Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су-хороший и асти – есть, быть. По правилам грамматики у перед, а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро. А если наложить 2-е свастики друг на друга под 45 градусов, то получится знак солнца коловрат.

Слайд 3

«Засеянное поле»

Многие исследователи говорят о четырех-
кратности данного символа и отталкиваются в

«Засеянное поле» Многие исследователи говорят о четырех- кратности данного символа и отталкиваются

своих рассуждениях от этого. То есть деление
ромба на 4-е части несёт особое значение,напри-
мер, в фольклоре есть множество доказательств
тому, в пословицах:"без четырех углов изба не
рубится", "четыре стены на четыре стороны" и
т.д. Понятие четырехкратности было заложено
ещё в древности и основано оно на простейших
понятиях, которые окружали древних людей:
4-е стороны света, 4-е времени года и т.д.»

Слайд 4

Ромб-репей

Известно, что в русской избе бревна в срубе укладыва-
лись с остатком, этот

Ромб-репей Известно, что в русской избе бревна в срубе укладыва- лись с
остаток выглядел как рогатина,
развилка. С укладкой первого венца упорядочивалось
пространство, обеспечивалась его замкнутость, Не прони-
цаемость для внешних, недобрых сил. Примечательно, что
даже когда избу рубили без остатка, первый венец, назем-
ный был обязательно рогатый. По-видимому, непосред-
ственная близость к преисподней требовала Обеспечения
безопасности. Известны погребения и срубного типа.
Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с
продленными по углам сторонами, с отмеченной середи-
ной, называемые "ромб-репей" или "малая решетка ",
символизировали сруб, огороженное пространство с
очагом либо алтарем - местом обитания предков.

Слайд 5

Ромб с крючками

Рассмотрим самые распростра-
нённые из них. Например, знак
обозначающий огонь

Ромб с крючками Рассмотрим самые распростра- нённые из них. Например, знак обозначающий
небесный
– огонь небесной кузни, кузни
Сварога, Тора – одна из основ-
ных творческих сил. Проведем
некоторые аналогии с Солнцем
и плазмой и теорией большого
взрыва и периодом формирова-
ния Земли, когда на ней происхо-
дили активные тектонические
процессы, извержения вулканов.

Слайд 6

Другая же разновидность этого
знака обозначает птицу, это тот знак,
через который

Другая же разновидность этого знака обозначает птицу, это тот знак, через который
животный мир
получил отражение в символах. Зна-
ки унаследовали свойства животных.
Особый же смысл имеют знаки,
обозначающие птиц, ибо птица –
существо для древних загадочное,
магическое. Многие светлые боги
могут обращаться в птицу. Перун – в
орла или ворона, Волх – в Финиста –
Сокола. А в вышивке этот знак часто
обозначал душу человека.

Слайд 7

Так же широко известно
трактование этого знака, как
союз или противостояние двух

Так же широко известно трактование этого знака, как союз или противостояние двух

начал.Тема единения и
конфликта двух диаметрально
противоположных сил – один их
главных, если не главный закон
в язычестве, закон
существования мира. Это и
дуальная пара Правь-Навь, это
и День с ночью, это, наконец,
мужчина и женщина.

Слайд 8

Цвета в орнаменте

В одежде славян были широко
распространены два цвета - белый

Цвета в орнаменте В одежде славян были широко распространены два цвета -
и
красный, но представлены они были во
всех своих оттенках, так как это были
цвета Солнца: белый - это "белый свет",
ясный свет Солнца; красный - это тепло,
жар, огонь, даруемый Солнцем.
Допускались в одежде синие, голубые и
зеленые цвета, как цвета воды и леса, но
преобладание белого и красного
несомненно было всегда.

Слайд 9

Итак, мы рассмотрели множество символов,
характерных для севера России, в основе
которых заложен

Итак, мы рассмотрели множество символов, характерных для севера России, в основе которых
ромб. Каждый из них очень
интересен своей историей и трактовкой.
Поэтому мы решили использовать их в нашей
работе. Наша работа включает в себя не
только ромбический орнамент, она так же
принадлежит к широко распространённому
сейчас в дизайне Русскому стилю. Он включа-
ет в себя все известные элементы культуры
Руси от мотивов бисероплетения до дошед-
ших до нас архитектурных комплексов и
сооружений всё это изучается и
преобразуется в дизайнерские идеи.

Слайд 10

В основе нашего комплекта лежит
ромбический орнамент. У нас было несколько
вариантов

В основе нашего комплекта лежит ромбический орнамент. У нас было несколько вариантов
пледа. Они разнообразны, при
разработке эскизов мы хотели отобразить в
компоновке орнамента некий смысл. В начале мы
разработали эскизы, основанные на простейших
элементах ромбического орнамента, например,
ромб, разделённый на четыре части. Но впоследствии
мы решили использовать более
упрощённую компоновку: просто полосы
жаккарда или же квадраты, расположенные по
контуру, или пространство, заполненное квадратами полностью.

Слайд 11

В итоге мы выбрали последний вариант, по нашему мнению с его помощью

В итоге мы выбрали последний вариант, по нашему мнению с его помощью
проще выразить всю полноту и многогранность ромбического орнамента севера. Наш плед, как можно заметить, делиться на квадраты. Мы выбрали именно такую геометрическую форму, потому что в семантике она напрямую связана с ромбом и часто имеет то же значение.

Слайд 12

Каждый квадрат у нас, так же, как и каждый
символ в древности

Каждый квадрат у нас, так же, как и каждый символ в древности
имел определённое
значение, например, в основе первого квадрата лежит широко известный и используемый вразличных ремёслах знак засеянного поля. В этом квадрате мы хотели продемонстрировать, как можно показать традиционный для русского
крестьянина мотив земли, сбора и посева
урожая и так же благополучия и богатства. Для людей древней Руси предмет с таким изображением помогал вовремя земледельческих работ и приносил богатство и удачу в дом.

Слайд 13

А второй квадрат обозначает светлое царство.
Мы бы его сейчас назвали «раем», а

А второй квадрат обозначает светлое царство. Мы бы его сейчас назвали «раем»,
для
язычника это царство Прави. В центре нашей
композиции располагается символ, похожий на
символ Небесного огня справа и слева от него
располагается прямо и зеркально отображён-
ный знак птицы или души человеческой, так же
там мы видим обилие маленьких ромбов, что в
свою очередь означает изобилие и благо. Мы
видим на этом квадрате: души людей, различ-
ных прекрасных птиц вокруг изобилие
различных благ и в центре всего этого
находится небесный огонь.

Слайд 14

В центре третьего квадрата расположен знак
двух начал, в данном случае, мы
рассматриваем его,

В центре третьего квадрата расположен знак двух начал, в данном случае, мы
как обозначение мужчины
и женщины, слева и справа расположены
крупные ромбы, которые в данном контексте
обозначают дом и очаг. В данном эскизе мы
позволили себе добавить свой элемент, это
своего рода сердечко, известное всем как
символ любви. В итоге на этом квадрате
изображены мужчина и женщина рядом с ними
витает любовь, а они в свою очередь
находятся возле дома, в котором горит
семейный очаг.

Слайд 15

На четвёртом квадрате так же изображен
символ противостояния двух начал, кроме
этого

На четвёртом квадрате так же изображен символ противостояния двух начал, кроме этого
здесь изображёно засеянное поле, а
далее мы видим ромб с продлёнными сторона-
ми, он несёт значение защиты и обозначает
дневное светило – солнце. Если предположить,
что две стихии - это времена года - лето и
осень, то получиться, что здесь изображено
время сбора урожая, а точнее конец лета -
начало осени, когда солнце не так сильно
греет, уходит с пьедестала своей наибольшей
активности, поэтому оно изображено с края
композиции. В это время урожай уже созрел, но
ещё не собран поэтому на поле есть ещё точки.

Слайд 16

Вязали мы всё это не руками что было бы
традиционнее, а с

Вязали мы всё это не руками что было бы традиционнее, а с
применением современных
ручных вязальных машин. Так же мы использовали
новый для нас метод вязания по перфокарте. Он
заключается в том, что с помощью перфоратора
на перфокарту набивается орнамент. Потом она
вставляется в машину и она вывязывает нужный
орнамент.
При создании нашей работы, мы использовали
переплетение «одинарный жаккард» - это
переплетение, в котором петли образованы не
подряд; в местах пропущенных петель нить тянется
в виде протяжки. Одинарным он называется
потому, что мы вязали на одной фантуре машины.
Имя файла: Существует-несколько-гипотез-и-исследований-происхождения-и-значения-ромбического-орнамента.-Рассмотрим-например-точку-зрения-.pptx
Количество просмотров: 329
Количество скачиваний: 0