Слайд 2Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с

разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными.
Слайд 3Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их

объема и положения в пространстве.
Слайд 4Тень – это область, которой не касается направленный свет.

Слайд 5Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и

т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
Слайд 6Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.

Слайд 7промежуточная область между светом и тенью — полутень.

Слайд 8Собственная тень — это самая темная часть предмета

Слайд 9Рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета.

Слайд 10Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например,

на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.
Слайд 11Объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве

относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.
Слайд 12Однако наш мозг воспринимает глубину, высчитывая различия между изображениями, которые видит каждый

глаз отдельно, и с расстоянием эта разница становится всё менее и менее значительной. В конце концов, далёкие объекты выглядят плоскими, а
близкие – более трёхмерными.
Слайд 13Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что

если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Слайд 14Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах.

Слайд 15Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую

называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом».
Слайд 16Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет

и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию.
Слайд 17Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой,

мы наблюдаем «мягкий» разлом
Слайд 18У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей

перпендикулярно направлению источника света.
Слайд 19Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет

только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы.
Слайд 20Зависимость светотени от источника света

Слайд 21Свет прожектора, солнечный свет, удаленный источник света
Эти огни наделят объект мягкими собственными

тенями, но резкими падающими тенями, так как фотоны движутся строго параллельно друг другу из-за удаленного расстояния.
Слайд 22Точечный свет, близкий источник света
Расположенный рядом источник света удлиняет тени и приближает

линию светораздела (до точки, где поверхность объекта параллельна потоку фотонов). Помните, что различные объекты вокруг источника света будут по-разному отражать свет и иметь разные линии светораздела. Если источник света совсем небольшой, падающая тень будет резкой.
Слайд 23Рассеянный свет, большой источник света
Чем больше площадь источника света, тем дальше начинается

линия светораздела, и тем мягче тень. Всё потому, что: свет излучается во многих направлениях сразу и лишь частично световой поток эффективен по отношению к поверхности под объектом, ведь объект блокирует попадание туда фотонов.
Слайд 24Тональная шкала
Для начала рисуем вытянутый прямоугольник. Затем делим его на 5 равных

частей (можно больше как на рисунке, можно меньше). Наша задача – заштриховать их с градиентом, то есть с наращиванием интенсивности тона. В итоге с одного края у нас прямоугольник останется светлым, а с другой станет темным. Усиливать тон нужно более интенсивной штриховкой, а не давлением на карандаш.
Слайд 30Домашнее задание
Найти дома любой предмет простой формы, например, шар – мяч, яблоко;

цилиндр – лак для волос, шампунь, растительное масло; параллелепипед – коробка, книга и т.д.
Установить источник света: свет из окна, настольная лампа и т.д.
Нарисовать предмет в объеме, используя светотени. Обращайте внимание на форму (то есть этикетки и прочее, можно не рисовать)