Слайд 41Среди теорий в сфере игры выделяет четыре основных подхода:
теории, посвященные собственно
игре,39
теории психологического, социологического, культурологического характера,40
философские теории,41
концепции, включающие игру в свой методологический аппарат,42
Игра представляет собой объективно-первичную стихийную школу, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих (К. Гросс). Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной (Я. Корчак). Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества (С.Т. Шацкий).
Эмоциональный образ игры нарисовал В.А. Сухомлинский, отмечая, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В современной педагогике игру определяют как специально организованную деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий опыт (П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров).
Школа петербургских (ранее, ленинградских) игротехников (М.М. Бирштейн, Р.Ф. Жуков, И.М. Сыроежин, Т.П. Тимофеевский и др.) широко известна в России. Целый комплекс образовательных имитационных игр по экологии (проект «Зеленый рюкзак») разработан в Москве Д.Н. Кавтарадзе.
Классификации игр многочисленны и разнообразны. Обычно основываются на их целевом предназначении, физических и духовных структурах, которые в них задействованные. Исходя из этого различают игры:
спортивные (физические, например, «Салки», «Городски» и др.;
интеллектуальные, например, «Что? Где? Когда?»;
игры рациональные.
Кроме того, игры можно систематизировать и по содержательному признаку:
военные,
экологические,
спортивные,
экономические и др.,
а также по количеству участников:
одиночные;
парные;
групповые;
массовые.
К. Гросс разделял игры на боевые (физические и духовные), любовные, социальные, подражательные. В сборнике «Игры народов ССCР (1933 г.) дается следующая классификация игр:
драматические игры (игры производственные, бытовые; семейные и общественные и др. ),
спортивные (простые состязания и состязания с вещами),
орнаментальные (типа «плетень», «улица» и т.п. ).
Е.И. Добринская и Э.В. Соколов разделяли игры на два класса:
освобождающие (например, карты, шахматы, карнавалы и др.) и
экстатические (например, карусели, аттракционы, скачки, гадания, гороскопы).
Р. Кайюа предложил классификацию игр по стратегическому принципу:
стратегия соревновательности (агональные игры, они имеют два варианты: спортивные игры и культурные игры);
стратегия театрализации или драматизации (мимикрические игры, к ним относятся цирк, театр и всевозможные хепенинги);
стратегия шанса (случая), например, такие игры как кости, рулетка и др.;
стратегия движения (например, карусели, аттракционы и др.).
М.Г. Ермолаева дополняет указанную классификации тремя стратегиями:
стратегией позиционности, когда участники действуют в игре в соответствии не столько с ролью, сколько с выбранной или приемлемой для них позицией;
стратегией имитационности, основу которой составляет имитация каких-то экстремальных условий, где есть необходимость решать проблему выживания, борьбы за свое существование;
стратегией розыгрыша, куда войдут все игровые затеи, связанные с разыгрыванием друг друга и наблюдением за возможной реакцией (первоапрельские шутки, «приколы», «Скрытая камера», «Звездный розыгрыш» и др.).
М.Г. Ермолаева выделяет три группы игр:
физические игры (игры тела): двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические (танцы–импровизации, наблюдения над движущимися объектами и др.);
интеллектуальные игры (игры ума): игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные или дидактические игры, компьютерные игры и др.);
социальные игры (игры души): сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, комплексные и др.
Эффективность игровой технологии была показана на проведенной в ноябре 2007г. под руководством Санкт-Петербургского научного центра РАН встречи студенческой молодежи с представителями законодательной и исполнительной власти – «Диалог молодежи с властью» (игру проводил С.В.Алексеев).