Тема 3

Содержание

Слайд 2

Тер­мин «поликультурное образование» начал использоваться в отече­ственной педагогике в 1990-е гг., когда

Тер­мин «поликультурное образование» начал использоваться в отече­ственной педагогике в 1990-е гг., когда
надо было адекватно пере­вести термин multicultural education: в 1993 г. в разных изданиях на русском языке были опубликованы три материала, в которых проводился обзор идей американских авторов:
1) «Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса)» в журнале «Педагогика»;
2) «Поликуль­турное образование: программы и методы» в сборнике материа­лов из зарубежного опыта «Общество и образование в современ­ном мире»;
3) «Поликультурное образование: реформа учебных программ» в журнале «Перспективы. Вопросы образования».

Слайд 3

Пролетарский интернационализм обозначал укрепление сотрудничества с трудящимися разных стран в «борьбе за

Пролетарский интернационализм обозначал укрепление сотрудничества с трудящимися разных стран в «борьбе за
дело коммунистической партии» против буржуазии всех стран.
Суть интернационального воспитания заключалась в фор­мировании у населения установок дружбы с «братскими» наро­дами СССР: в воспитательной работе школ были распространены ежегодные массовые фестивали 15 братских республик.
Многонациональное образование обозначало создание и функионирование разных «национальных учебных заведений» «национальных классов» в отдельных школах, в которых часть образования осуществлялась на национальных языках – у родителей было право отдавать своего ребенка в национальный или в обычный класс.

Слайд 4

В конце 1980-х гг. появился и получил широкое распространение термин «воспита­ние

В конце 1980-х гг. появился и получил широкое распространение термин «воспита­ние культуры
культуры межнационального общения», позже «воспитание культуры межнациональных отношений».
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» закрепил термин «поликультурное образование» в значении «образование посредством приобщения к многокультурности».

Слайд 5

Причины актуализации поликультурного образования в России:

изменение государственной идеологии, утверждавшей в доперестроечное время

Причины актуализации поликультурного образования в России: изменение государственной идеологии, утверждавшей в доперестроечное
приоритет формирования новой общности «советский народ», а в послеперестроечный - парад суверенитетов»;
актуализация потребности нерусских народов России в саморазвитии н вхождения в российское сообщество в качестве неотъемлемой его части как пути обеспечения многослойной идентичности — этно­культурной, страновой (россиянин), мировой (гражданин мира);
стремление повысить качество обучения иностранным языкам: «Лишь в том случае, когда изучающий иностранный язык человек озна­комился с культурой, традициями, нормами поведения людей в стране изучаемого языка, лишь тогда он сможет их понять.
усиление глобализации и рост миграции квалифицирован­ных специалистов - объективные процессы, которые потребовали вносить в содержание профессионального образования знания культурах всех мировых цивилизаций и элементы межкультурного образования;
расте­рянность педагогических работников в 2000-х гг. от роста числа детей-мигрантов и непроработанности путей работы с ними.

Слайд 6

Этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России

Первый этап (1990-е гг.)-полиэтнокультурный
опирался на

Этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России Первый этап (1990-е гг.)-полиэтнокультурный
представление о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каж­дого народа-этноса.
В советское время, несмотря на разделение культур на «разные уровни развития», официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы сле­дующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные совет­ские социалистические республики и автономные национальные округа.
В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования — обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы.
По­этому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национально­русское образование.

Слайд 7

Первый этап (1990-е гг.)-
изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с

Первый этап (1990-е гг.)- изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с
обсуждением проблем национального возрождения и нацио­нальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и наци­онально-культурных центров для изучения родных языков и при­общения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому “этнофольклорному миру”;
организация межкультурного диалога, принципиальная воз­можность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же — любви, рожде­нию и воспитанию детей и др., а различия заключаются в само­бытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, зна­комясь с их миром, традициями и ценностями;
приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как “культура мира”, “культурная конвергенция”, “нацио­нальный характер”, “регионально-этническая культура”, “воспи­тание в духе мира”, “сравнительная педагогика”, “педагогическая культура народа”, “региональный подход к образованию”, “этнопедагогика” и др.»

Слайд 8

Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.) —преодолевается одномерное восприятие народа

Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.) —преодолевается одномерное восприятие народа
как единого организма (полисициокультурным)

Поликультурное образование начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности.
поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее гра­ницах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, рели­гиозную, родовую и др.)

Слайд 9

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - полиличностнокультурный

Постулируется представление о культуре как

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - полиличностнокультурный Постулируется представление о культуре
об индивидуальном опыте человека.
Душа каждого человека — это отдельный космос.
Каждый чело­век создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве.
Поликуль­турное образование — это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способ­ным к интеграции разных культур (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поли­культурного образования в России (2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. )

Слайд 10

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образо­вания:

полилингвальность

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образо­вания:
(обеспечение овладения несколькими языками);
преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарности культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
креативность (подготовка человека к самореализации п динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);
культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обу­чающимися актуальных культурных норм и принятие общезначи­мых образцов деятельности и поведения);
объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт- изучение окружающего мира от настоящего к прош­лому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);
вариативность (эффективная содержательная структура федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами и различных субъектах Федерации - содержательная вариатив­ность поликультурного обучения задается присутствием регио­нальной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).

Слайд 11

Комплексная программа развития поли­культурного образования (2010-2020)

Республика Татарстан

Северной Осетии — Алании

Чеченская
Республика

Комплексная программа развития поли­культурного образования (2010-2020) Республика Татарстан Северной Осетии — Алании Чеченская Республика

Слайд 12

Мультикультурное образование - опора при организа­ции образования на этнопедагогические факторы, т.е. на

Мультикультурное образование - опора при организа­ции образования на этнопедагогические факторы, т.е. на
ценности народной педагогики.

Модели школ

этнокультурная
(с углубленным изучением культуры одного из этносов)

мулътикулътурная
(с полиэтничным составом учащихся), содержание образования которых будет составлять национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты.

Слайд 13

Культурологическое личностно-ориентированное образова­ние

Акцент на отношении к ребенку как субъекту жизни, спо­собному к

Культурологическое личностно-ориентированное образова­ние Акцент на отношении к ребенку как субъекту жизни, спо­собному
самоизменению и саморазвитию.
Педагог - посредник между ребенком и культурой, спо­собный ввести его в мир культуры и оказать помощь в индивиду­альном самоопределении в мире культурных ценностей.
Образование - культурный процесс, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития.
Школа - это целостное культурно­образовательное пространство, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни детей и взрослых.
По отношению к учащемуся личностно-ориентированное обра­зование выполняет следующие функции: помогает обрести ценно­сти и смысл жизни, осуществляет его развитие как человека куль­туры и целостной личности.

Слайд 14

Компоненты в культурологическом личностно-ориентирован­ном образовании (по Е.В. Бондаревской):

аксиологический компонент предполагает введе­ние учащихся

Компоненты в культурологическом личностно-ориентирован­ном образовании (по Е.В. Бондаревской): аксиологический компонент предполагает введе­ние
в мир ценностей, личностных смыслов;
когнитивный компонент обеспечивает знаниями о человеке, культуре, истории, природе;
деятельностно-творческий компонент способствует раз­витию творческих способностей, необходимых для саморазвития; личностный компонент обеспечивает возможность познания себя, развития рефлексии, способов саморегуляции.

Слайд 15

Школа диалога культур В. С. Библера

Образовательный процесс, построенный с опорой на идеи

Школа диалога культур В. С. Библера Образовательный процесс, построенный с опорой на
В. С. Библера, называют школой диалога культур, в которой, одним из основных способов организации учебной деятельности является учебный диалог.
Особенно велика его роль на начальных этапах обучения.
Учебный диалог включает в себя слово ребенка, его высказывание своей мысли, своей точки зрения.
Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и заблуждения, самостоя­тельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог.
Ученик не воспроизводит заданные ему понятия, а если и воспроизводит, то делает их предметом своего рассмотрения, согласия или несо­гласия, возражения-принятия. Возникает возможность разномыс­лия, разноречия. Ученик таким образом не усваивает готовый учебный предмет, но и не просто выражает свое мнение, а, оказы­ваясь в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, вклю­чается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.

Слайд 16

Собственно поликультурное образование (В. Макаева, Л.Супрунова, З.Малькова)

Учащийся является не только представителем определенной

Собственно поликультурное образование (В. Макаева, Л.Супрунова, З.Малькова) Учащийся является не только представителем
культурной группы, но и носите­лем нескольких культур: этнической, общероссийской, мировой, городской или сельской, половозрастной, социальной и т.д., кото­рые, взаимодействуя на личностном уровне, формируют базовую культуру конкретного школьника.
Следовательно, в содержании образования и педагогическом процессе школы следует не только уделять внимание изучению достижений культуры на уровне цивилизации и культурной группы, к которой принадлежит уча­щийся, но и создавать условия для развития собственного социо­культурного опыта школьников.
Таким образом, согласно данной концепции, образование не сводится к передаче растущему человеку суммы знаний, умений и навыков. Оно включает развитие способностей человека, воспи­тание гуманного отношения к миру, другим людям, к самому себе.
Сущность поликультурного образования как направленность содержания образования и педагогического про­цесса на формирование у учащихся готовности к осознанному конструированию знаний, выбору нравственных ценностей, про­дуктивному общению в условиях культурного многообразия обще­ства.
Реализация идей поликультурного образования в содержа­нии учебных курсов и педагогическом процессе позволяет более полно удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает взрослеющему человеку возможность знакомиться с важнейшими достижениями российской и мировой культуры, развивать межкультурную компетентность.

Слайд 17

Цель поликультурного образования в школе как создание условий для формирования человека, способного

Цель поликультурного образования в школе как создание условий для формирования человека, способного
к активной и эффектив­ной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения дpyгих культур, умениями жить в мире и согласии с людьми раз­ных х национальностей, рас, верований.
Задачи:
глубокого и всестороннего овладения учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
формирования у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
создания условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
воспитания учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Имя файла: Тема-3.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0