Слайд 2План
Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества.
Политико-правовые взгляды Августина.
Учение Фомы Аквинского
![План Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Политико-правовые взгляды Августина. Учение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-1.jpg)
о государстве и праве. Сущность, форма и использование как элементы государственной власти. Классификация законов.
Политическое учение Марсилия Падуанского. Идея выборной монархии и разделение законодательной и исполнительской власти.
Политико-правовые идеи средневековых юристов. Глоссаторы и постглоссаторы. Метод средневекового политико-юридического мышления. Средневековые ереси.
Слайд 3Этапы эпохи Средневековья:
1) раннефеодальный (конец 5 в. - середина11 в.)
2) расцвет феодализма
![Этапы эпохи Средневековья: 1) раннефеодальный (конец 5 в. - середина11 в.) 2)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-2.jpg)
(середина 11 в. – конец 15 в.)
3) позднее средневековье (конец 15 в. – начало 16 в.)
Слайд 4важнейшие факторы, оказавшие влияние на характер эпохи средневековья:
влияние христианской религии и римско-католической
![важнейшие факторы, оказавшие влияние на характер эпохи средневековья: влияние христианской религии и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-3.jpg)
церкви;
борьба церкви и светских феодалов за главенствующую роль в обществе;
авторитет Библии как основного источника таких понятий, как справедливость, право, закон;
появление университетов как очагов культуры.
Слайд 5Августин Блаженный (354г. н.э.-430г. н.э.)
Разработал классификацию государств на справедливые и несправедливые.
![Августин Блаженный (354г. н.э.-430г. н.э.) Разработал классификацию государств на справедливые и несправедливые.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-4.jpg)
Слайд 6Фома Аквинский (1226-1274гг.), итальянский ученый-богослов, доминиканский монах
![Фома Аквинский (1226-1274гг.), итальянский ученый-богослов, доминиканский монах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-5.jpg)
Слайд 7В своих трудах («О правлении государей», «Сумма теологии») Ф. Аквинский предложил различать
![В своих трудах («О правлении государей», «Сумма теологии») Ф. Аквинский предложил различать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-6.jpg)
три элемента государственной власти:
сущность (государственная власть, установленная Богом);
происхождение (государственная власть может быть и незаконной, например, установлена путем насилия);
использование (частое использование государственной власти ведет к злоупотреблению ею).
Слайд 8Ф. Аквинский высказывался за автономию властей, т.е. светская власть, по его мысли,
![Ф. Аквинский высказывался за автономию властей, т.е. светская власть, по его мысли,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-7.jpg)
должна управлять внешними действиями подданных, а церковь – душами людей.
В то же время он считал, что церковная и светская власть должны взаимодействовать друг с другом.
Слайд 9Лучшей формой правления он считал монархию, отграничивая ее от тирании.
Ф. Аквинский
![Лучшей формой правления он считал монархию, отграничивая ее от тирании. Ф. Аквинский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-8.jpg)
предложил выделять четыре вида законов:
Вечный закон;
Естественный закон;
Человеческий позитивный закон;
Божественный позитивный закон.
Слайд 10Марсилий Падуанский (1280-1343гг.)
![Марсилий Падуанский (1280-1343гг.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-9.jpg)
Слайд 11В работе «Защитник мира» он обосновывал идеи подчинения церкви государству, полагая, что
![В работе «Защитник мира» он обосновывал идеи подчинения церкви государству, полагая, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-10.jpg)
церковь должна находиться под контролем верующих.
Одним из первых М. Падуанский стал проводить различие между законодательной и исполнительной властью.
Слайд 12Согласно М. Падуанскому, законодательная власть должна принадлежать народу, а исполнительная власть должна
![Согласно М. Падуанскому, законодательная власть должна принадлежать народу, а исполнительная власть должна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1176313/slide-11.jpg)
быть выборной.
Закон – это наставительное правило, которое обладает принудительной силой благодаря «наказанию или поощрению», имеет конечной целью обеспечение «гражданской справедливости» и устанавливается светским законодателем.