Слайд 2 Добрый день дорогие ребята!
Мы с Вами сегодня на уроке
познакомимся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета. Рассмотрим репродукции картин с изображением портретов разных эпох, репродукции картины Леонардо да Винчи.
Слайд 3Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
Ты
помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас?
Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.
Слайд 4Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности,
но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к единому идеалу. В современном мире считается, что красота присутствует повсюду.
Слайд 5 Классические каноны красоты все-таки существуют. Они изменчивы, то, что было прекрасным
с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не знает, что это такое (например, в Индии) красота женщины – это, прежде всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет.
Слайд 6
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица –
подобие жалких лачуг,
Где вариться печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Была неказиста она, не богата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/
Слайд 7Рисунки учащихся МОУ «СОШ» № 9
Слайд 9Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры.
Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, архитектуры.
Портреты бывают:
индивидуальные, двойные, групповые, автопортрет
интимные, парадные, сатирические.
Слайд 10Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами.
Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа
умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем вечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.
Огромные величественные изваяния создавались в те времена, один из известных портретов, портрет Неферттити (около1360года до нашей эры).
Слайд 12 Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не просто
создали образы современников, Но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
В сложные противоречия с окружающим миром вступают модели Рембрандта и
Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое.
Слайд 14Портрет в России
В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым разнообразием.
Что
такое жанр?
-Парсуна – приемы реалистической живописи и иконы.
-Парадный портрет характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Большое количество портрет этого времени можно увидеть в Иркутском музее Искусств.
В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием.
Слайд 16 Только из всего огромного количества портретов в мире есть один о
котором знает практический каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку.
Как Вы думаете, что это за портрет?
Слайд 17Джоконда!
это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до
сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто посмотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной. Одни искусствоведы считают, что это портрет жены художника, другие, автопортрет, а кто то изображение получеловеческого, полуземного существа.
Слайд 19 Каждый художник должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях.
Человек – главный объект интереса и изображения у художника.
В человека самое выразительное и это его облик, а главное лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки, рисуя человека в профиль, добиваются некоторого сходства, но такие изображения получаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно знать, чем образуется любая форма, но при этом должен последовательно изображать лицо, учитывая, что изображение головы разное в зависимости от возраста и пола и особенности строения черепа.
Слайд 20 У ребенка лицевая часть относительно мала, личико пухлое и гладкое, с
годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выделяются, мышцы становятся дряхлыми, кожа морщинистой.
Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои особенности. Но и немаловажно за внешними чертами угадывать характер человека, чувства, мысли, переживания.
Слайд 21Портрет- это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с
присущими ей, и только ей, особенностями внешности, и нравственного облика