Тема родины в творчестве Сергея Есенина Выполнил ученик 11м класса Озеров Александр Учитель русского языка и литературы Фукс Ирина

Слайд 2


Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами
перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

Слайд 3


Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие

Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности
окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

Слайд 4


Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным

Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт
раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

Слайд 5


Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой
мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты — русская боль!” — восклицает поэт.

Слайд 6


Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым

Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна
беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Слайд 7


Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою

Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”.
теплынь”. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”.

С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, — обращается Есенин к грузинским поэтам.

Имя файла: Тема-родины-в-творчестве-Сергея-Есенина-Выполнил-ученик-11м-класса-Озеров-Александр-Учитель-русского-языка-и-литературы-Фукс-Ирина.pptx
Количество просмотров: 211
Количество скачиваний: 0