Тема: Русская культура в XV - XVI веках

Содержание

Слайд 2

План:

Архитектура Московского царства в XV – XVI веках.
Русская живопись в XV

План: Архитектура Московского царства в XV – XVI веках. Русская живопись в
– XVI веках. А. Рублев.
Книгопечатание. И. Федоров
Литейное дело. А. Чохов

Знакомство с выдающимися памятниками русской культуры XV – XVI веков
Совершенствование навыков поиска, обработки и оформления информации
Обучение групповой работе на основе взаимодействия и дисциплинированности

Цели:

Слайд 3

Какие изменения произошли
в Российском государстве
в конце XV – XVI веках?
Какие

Какие изменения произошли в Российском государстве в конце XV – XVI веках?
события и явления
русской действительности
конца XV – XVI веков могли
могли найти отражение в культуре государства?

Создание единого Русского государства
Падение ордынского ига
Опричнина
Расширение территории
Российского государства
Закрепощение крестьян

Исторические условия
развития русской культуры в к. XV – XVI веках

Слайд 4

Задание:

Определить,
что было
основным содержанием русской культуры
XV – XVI веков.

Задание: Определить, что было основным содержанием русской культуры XV – XVI веков.

Слайд 5

«Секретный ключ»

«Секретный ключ»

Слайд 6

«Секретный
ключ»

«Секретный ключ»

Слайд 7

Московский Кремль при ИванеIII

Фроловская
(Спасская)
башня

Единство
Законченность
Красота

Московский Кремль

Пьтро Антонио
Солари
1491 г.

1485 – 1495

Московский Кремль при ИванеIII Фроловская (Спасская) башня Единство Законченность Красота Московский Кремль
гг.
Протяженность
стен – 2235 м.
Высота – от 5
до 19 м.
Толщина – от3,5
до 6,5 м.
Тайницкая башня
1485 г.
Антон Фрязин

Слайд 8

Название памятника?
Когда и кем создан?
В честь какого события создан?
Его назначение?
Характерные детали

Название памятника? Когда и кем создан? В честь какого события создан? Его
внутреннего и внешнего вида?
6. Какие идеи олицетворяет
памятник?
7. Личное отношение к памятнику?

Памятка
для характеристики памятника культуры

Слайд 9

Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1420-е гг. Третьяковская галерея, Москва.

«Троица».

Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1420-е гг. Третьяковская галерея, Москва. «Троица». А. Рублев
А. Рублев

Слайд 10

Самая известная работа Рублева – икона «Троица». Три ангела сидят у стола,

Самая известная работа Рублева – икона «Троица». Три ангела сидят у стола,
на котором лишь одна чаша – символ жертвы. Ангелы признают необходимость жертвы во имя спасения человечества.
Удивительные краски – желтая, зеленая, голубая, вишневая, напоминают краски родной природы.
Все линии – очертания фигур, нимбы, крылья – в плавном круговом движении. Это создает ощущение мира и покоя. Земной вражде противопоставлена небесная любовь.

«Троица». А. Рублев

Слайд 11

Успенский собор
Московского Кремля.

А. Фиорованти

1475 –
1479 гг.

Успенский собор Московского Кремля. А. Фиорованти 1475 – 1479 гг.

Слайд 12

Главное место среди соборов Кремля занимает Успенский собор.
Строительство началось в 1472 г.,

Главное место среди соборов Кремля занимает Успенский собор. Строительство началось в 1472
но неудачно. Недостроенное здание рухнуло. У московских мастеров не было достаточного опыта возведения больших сооружений.
Тогда Иван IV пригласил из Италии архитектора Фиорованти, прозванного за свое искусство Аристотелем.

Аристотель Фиорованти приступил к постройке нового храма в 1475 г. Итальянскому архитектору было приказано взять за образец Владимирский Успенский собор XII века.
Величавость Успенского собора в тесном единстве его частей, строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов.
В Успенском соборе венчали государей на царство, объявляли о войнах, здесь собирались Земские соборы.

Успенский собор

Слайд 13

Успенский собор
Московского
Кремля

Иконостас Успенского
собора Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля Иконостас Успенского собора Московского Кремля

Слайд 14

Церковь Вознесения
в селе Коломенском под Москвой

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой

Слайд 15

Скорее всего не мысль о княжеском наследнике, будущем Иване Грозном, в честь

Скорее всего не мысль о княжеском наследнике, будущем Иване Грозном, в честь
которого государь Василий III захотел поставить этот храм, вдохновляла неизвестного зодчего. Его вдохновляла народная мечта о красоте, стремлении к Богу.
Церковь расположена на высоком берегу Москва-реки.
Основанием храма служат галереи на арках с лестницами и крылечками. Словно корни гигантского дерева раскинулись они по земле.
Венчает храм пирамидальный шатер. Как шлемы воинов тесно стоят вокруг него декоративные закомары (кокошники).
Церковь вознесения удивительно высокая, стройная, легкая.

Церковь Вознесения
в селе Коломенском под Москвой

Слайд 16

Памятник первопечатнику
Ивану Фёдорову Архитектор И.П. Машков,
скульптор С. Волнухин. 1909 г.

Апостол.1564. Первая

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову Архитектор И.П. Машков, скульптор С. Волнухин. 1909 г.
датированная книга, напечатанная на Печатном дворе в Москве 1 марта 1564 г. Иваном Федоровым (ок. 1510-1583) и Петром Тимофеевым Мстиславцем.
Книга украшена фронтисписом с изображением апостола и евангелиста Луки и 48 заставками.

Книгопечатание

Слайд 17

В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография, организатором которой

В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография, организатором которой
был Иван Федоров. Ему помогал Петр Мстиславец.
Иван Федоров родился ок. 1520 г. Всю свою жизнь он посвятил искусству создания книги.
1 марта 1564 г. из московской типографии вышла книга под названием «Апостол» выполненная с большим техническим и художественным мастерством. В «Апостоле» не было ни одной опечатки.
Иван Федоров понимал огромное значение книгопечатания для распространения просвещения.
Вслед за «Апостолом» он выпустил «Часовник» - основную учебную книгу Древней Руси.
В 1574 г. во Львове создал «Азбуку»

Книгопечатание

Слайд 18

Покровский собор
«на рву» 1555 – 1561 гг.

Покровский собор «на рву» 1555 – 1561 гг.

Слайд 19

Вершиной русского зодчества XVI в. явился Покровский собор. В народе его назвали

Вершиной русского зодчества XVI в. явился Покровский собор. В народе его назвали
храмом Василия Блаженного. Известный в народе юродивый Василий не один год жил при храме.
Построен Покровский собор мастерами Бармой и Постником на Красной площади.
Покровский собор – храм-памятник. Воздвигнут в память о покорении и присоединении Казанского ханства в 1552 г.

Собор состоит из 9 церквей. Восемь больших и малых храмов объединены вокруг центрального, завершающегося высоким шатром.
Во внешнем оформлении храма чувствуется влияние архитектуры Востока: нависающие ребристые купола, глазурные цветные звезды.
Все здание вызывает радостное, живое чувство красоты.

Покровский собор «на рву» (Собор Василия Блаженного)
1555 – 1561 гг.

Слайд 21

В 80-х годах XV века начал действовать Пушечный двор в Москве. В

В 80-х годах XV века начал действовать Пушечный двор в Москве. В
конце XVI века на Московском пушечном дворе работал мастер Андрей Чохов.
В 1586 г. А. Чохов отлил из бронзы знаменитую Царь-пушку.
Вес пушки – 40 тонн, длина – 5 м.34 см., диаметр ствола – 89 см.

По калибру это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Предназначалась она для обороны Московского Кремля.
Богато украшенная различными орнаментами и изображениями Царь-пушка прекрасный памятник литейного мастерства ис технической и с художественной стороны.
Лафет и ядра пушки чугунные, декоративные. Они были отлиты в XIX веке.

Царь-пушка. 1586 г.

Слайд 22

Утверждение единства русских земель
Свидетельство отсталости, невежества,
лености русского народа
3. Прославление мощи

Утверждение единства русских земель Свидетельство отсталости, невежества, лености русского народа 3. Прославление
русского государства
4. Сохранение памяти о победах над внешними
врагами
5. Выражение трудолюбия и талантливости
русского народа
6. Сознание зависимости от других народов
7. Проявление религиозности русского народа
8. Стремление к самостоятельности отдельных
русских земель
9. Представление о силе царской власти

Основным содержанием
русской культуры XV – XVI вв. было:

Слайд 23

«Троица». А. Рублев.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ e7068aa6-2f11-4eee-aeb4-885f512d3174/%5BIS6IR_4-20%5D_%5BPD_04%5D.html
Андрей Рублёв. Троица. Икона из Троицкого собора

«Троица». А. Рублев. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ e7068aa6-2f11-4eee-aeb4-885f512d3174/%5BIS6IR_4-20%5D_%5BPD_04%5D.html Андрей Рублёв. Троица. Икона из Троицкого собора
Троице-Сергиевой лавры. 1420-е гг. Третьяковская галерея, Москва.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
1628a301-fbc0-9a76-df20-591619
acdb8b/res_52.jpg
Успенский собор Московского
Кремля. А. Фиорованти. 1475 -1479 гг.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/297433d4-aefc-482d-85eb-ee6b4b6ca537/%
5BIS6IR_5-25%5D_%5BPF_01%5D.html
Спасская башня Кремля
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fbc3e79-b7f6-41f4-a18c-17a38274bb6b/p3_3-3-1.jpg
Московский Кремль при Иване III
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0ff42f2-e932-4f23-943b-27e69590d533/p5_2-10-4.jpg

Царь-пушка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 7a9a3aa3-0a01-01b2-00d3-ade73573897f/%5BIS67IR_1-01%5D_%5BPF_01%5D.html
Монета с изображением первопечатника Ивана Федорова http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 7a9a3e3b-0a01-01b2-0178-c4907dd8acb7/%5BIS67IR_1-07%5D_%5BPD_01%5D.jpg
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Зодчие Барма и Постник, 1555–1561 гг. Красная площадь, Кремль, Москва
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 7a9a3e53-0a01-01b2-0056-6633ff977113/%5BIS67IR_1-07%5D_%5BPF_01%5D.html
Успенский собор Московского Кремля
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ edu.ru/dlrstore/2b327e64-484f-468e-86a
9-f5f6123cf14e/p5_uspenskiy2.jpg1

Интернет-ресурсы

Имя файла: Тема:-Русская-культура-в-XV---XVI-веках.pptx
Количество просмотров: 424
Количество скачиваний: 0