Тема Востока в творчестве русских композиторов

Содержание

Слайд 6

Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека

Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека
было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента. Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют “музыкой для глаз”.

Слайд 8

Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов.

Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов.

Пышная природа с ее знойным солнцем, ароматами экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем.

Слайд 9

Начиная с М. Глинки в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие

Начиная с М. Глинки в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие
русской сказке.
Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере, балете, сюите.

Слайд 10

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) опера «Руслан и Людмила»

Третий акт оперы наиболее разнообразен

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) опера «Руслан и Людмила» Третий акт
по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной»,основанный на подлинной иранской мелодии.
Четвертый акт: восточные танцы в замке Черномора - турецкий, арабский, лезгинка

Слайд 12

Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881) опера «Хованщина»

Свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным

Модест Петрович Мусоргский (1839 - 1881) опера «Хованщина» Свободно льющийся напев становится
средством музыкальной характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых знаменитая «Пляска персидок» с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем.
«Пляска персидок» считается одной из лучших восточных страниц русской классической музыки.

Слайд 14

Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс. هزار و يك شب Hazār-o

Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс. هزار و يك شب Hazār-o Yak
Yak shab, араб.الف ليلة وليلة‎‎ alf laila wa-laila)  — памятник средневековой арабской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада).

Слайд 15

Старейшая из арабских рукописей "Тысячи и одной ночи"

"Тысяча и одна ночь"

Старейшая из арабских рукописей "Тысячи и одной ночи" "Тысяча и одна ночь"
создавалась на протяжении многих веков и является плодом труда различных авторов, переводчиков и ученых всего Ближнего Востока и Северной Африки.
Старейшая из найденных рукописей "Тысячи и одной ночи" датируется XIV веком, но сказки, вошедшие в неё, собраны приблизительно в IX веке.

Слайд 16

Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру

Шахрияр каждый день берет новую жену

Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру Шахрияр каждый день берет новую жену
и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» — и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.
Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей: — О Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой. Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи».

Слайд 18

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908)

Симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908) Симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших
русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи».
«Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.
Состоит из 4 частей:
1. Море и корабль Санбада.
2. История о принце Каландаре.
3. Юный принц и юная принцесса.
4. Базар в Багдаде.

Слайд 19

Море и корабль Санбада

Первая часть Largo maestoso. Allegro non troppo («Море и

Море и корабль Санбада Первая часть Largo maestoso. Allegro non troppo («Море
Синдбадов корабль») открывается медленным вступлением , в котором за суровой унисонной темой в басах, несомненно рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло.

Слайд 20

А.П.Бородин Опера «Князь Игорь»

В опере Бородин использует восточный колорит для характеристики половцев*) –

А.П.Бородин Опера «Князь Игорь» В опере Бородин использует восточный колорит для характеристики
врагов русских. В опере звучат половецкие пляски: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски.
*) Половцы – древний кочевой народ тюркского происхождения

Слайд 24

В чём особенность восточных интонаций?
Чем отличаются восточные интонации от русских?
Что помогает композиторам

В чём особенность восточных интонаций? Чем отличаются восточные интонации от русских? Что
сочинять восточные музыкальные темы?
Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
Какие музыкальные произведения на восточные темы ты знаешь?
Имя файла: Тема-Востока-в-творчестве-русских-композиторов.pptx
Количество просмотров: 867
Количество скачиваний: 14