Техника графики

Содержание

Слайд 2

План лекции

История появления и применения буквиц.
Понятие инициала и область

План лекции История появления и применения буквиц. Понятие инициала и область применения.
применения.
Старинные традиции сегодня. Их место в жизни общества.

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студенты должны:
получить фундаментальные понятия о истории и

Требования к знаниям, умениям и навыкам Студенты должны: получить фундаментальные понятия о
традициях в мировой графики;
научиться различать графические произведения, выполненные различными способами;
уметь оценить и применить на практике полученные теоретические знания, выбирать технику исполнения, наиболее подходящую для воплощения их идей.

Слайд 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе
«начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.

Слайд 8

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ

История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.
древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики. В те годы книга уже приняла форму кодекса — стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи — пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком. Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor — писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу — прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) — в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino — украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber — красный).

Слайд 11

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ

Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила,

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные
так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне.
С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала —миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже — серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком... Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу.

Слайд 14

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ

Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые

БУКВИЦЫ И ИНИЦИАЛЫ Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто
цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы. Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу.

Слайд 17

Вопросы для самопроверки

Назовите основные виды древнерусского письма.
Чем отличаются буквицы от инициала?
Чем

Вопросы для самопроверки Назовите основные виды древнерусского письма. Чем отличаются буквицы от
занимались иллюминаторы, скрипторы и рубрикаторы?
Как связан дизайн литеры с технологией и техническими возможностями своего времени?

Слайд 18

Рекомендуемая литература

Р. Клеминсон. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. 45 проектов с

Рекомендуемая литература Р. Клеминсон. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. 45 проектов
пошаговыми объяснениями / Р. Клеминсон, Ф. Грехэм-Флинн, К. Маккинтон и др.; под общ. Ред. Р. Клеминсона ; пер. с англ. К. И. Молькова. – М. : Контэнт, 2008. – 221 с. : ил.
2. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, 2005. - 297, [30] c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005
Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 Дизайн. / С. С. Водчиц. - М. : Техносфера, 2005. - 416 с. : ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна).
Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографскаго искусства: в 2 т.. Т. 1.: С изобретения книгопечатания по XVIII век включительно / Ф. И. Булгаков ; Гос. Публичная Истор. Б-ка России, Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М. : ГПИБ, 2005. - 1 CD-ROM - (Электронный запасник Государственной публичной исторической библиотеки России). - Электронный аналог печат. издания 1889 г.
Имя файла: Техника-графики.pptx
Количество просмотров: 160
Количество скачиваний: 0