Слайд 2Список литературы:
Н.А. Бердяев «Человек и машина»
Лакшми Бхаскаран «Дизайн и время»
![Список литературы: Н.А. Бердяев «Человек и машина» Лакшми Бхаскаран «Дизайн и время»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-1.jpg)
Слайд 3Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под
![Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-2.jpg)
влиянием предмета своей любви.
Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил, при этом достижения количества заменяют достижения качества
Техника всегда есть средство, орудие, а не цель.
Цели жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни
Но подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угашение духа, и так это и происходит.
Слайд 4Парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и
![Парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-3.jpg)
окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре всегда есть два элемента - элемент технический и элемент природно-органический.
Можно установить три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Этому соответствует различное отношение духа к природе - погруженность духа в природу; выделение духа из природы и образование особой сферы духовности
человек культуры все еще жил в природном мире, сотворенным Богом, культура полна была символами
Технике же чужда символика. Она отрывает человека и от природы и от миров иных.
Слайд 6Природному придавался как бы нормативный характер. Согласное с природой представлялось и добрым
![Природному придавался как бы нормативный характер. Согласное с природой представлялось и добрым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-5.jpg)
и справедливым.
И вот техника в той ее форме, которая торжествует с конца ХVIII в., разрушает эту веру в вечный порядок природы
Новая природная действительность, перед которой ставит человека современная техника, совсем не есть продукт эволюции, а есть продукт изобретательности и творческой активности самого человека, не процесса органического, а процесса организационного. С этим связан смысл всей технической эпохи.
Техника разрушает старые тела и создает новые тела, совсем не похожие на тела органические, создает тела организованные.
Слайд 8Трагедия в том, что творение восстает против своего творца, более не повинуется
![Трагедия в том, что творение восстает против своего творца, более не повинуется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-7.jpg)
ему.
Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и подобие. Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать образом и подобием машины, не перестав существовать
Сначала человек зависел от природы, и зависимость эта была растительно-животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость.
Слайд 10Господство техники и машины открывает новую ступень действительности.
Техника имеет космогоническое значение,
![Господство техники и машины открывает новую ступень действительности. Техника имеет космогоническое значение,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-9.jpg)
через нее создается новый космос.
Техника дает человеку чувство планетарности земли, совсем иное чувство земли, чем то, которое было свойственно человеку в прежние эпохи
Это есть проблема отношения человека к природе, личности к обществу, духа к материи, иррационального к рациональному.
Космос античности и средневековья, космос св. Фомы Аквината и Данте исчез
Сращенность духа с историческими телами, которая уничтожается техникой, представлялась вечным порядком, и для многих дух исчезает после его отделения от плоти. И техническая эпоха действительно многому несет с собою смерть. Техника обладает страшной силой реализации.
Слайд 11Техника овладевает огромными пространствами и огромными массами
Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую
![Техника овладевает огромными пространствами и огромными массами Массовая техническая организация жизни уничтожает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-10.jpg)
индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и анонимное. Не только внешняя, пластическая сторона жизни лишена индивидуальности, но и внутренняя, эмоциональная жизнь лишена индивидуальности. И понятна романтическая реакция против техники.
Слайд 13Человек впервые делается, наконец, царем и господином земли, а может быть, и
![Человек впервые делается, наконец, царем и господином земли, а может быть, и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-12.jpg)
мира.
В это же время человек становится рабом, зависящем от своих изобретений.
Всегда есть эти две стороны в технике: с одной стороны, она несет с собой удобства, комфорт жизни и действует размягчающе, с другой стороны, она требует большей суровости и бесстрашия.
Слайд 14Возврата к прошлому нет, и его нельзя желать. Техника должна быть.
Машинная, техническая
![Возврата к прошлому нет, и его нельзя желать. Техника должна быть. Машинная,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-13.jpg)
цивилизация опасна прежде всего для души, она наносит удар по гуманизму
Эпоха неслыханной власти техники над человеческой душой кончится, но кончится она не отрицанием техники, а подчинением ее духу
Невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни, как, впрочем, и все.
Слайд 16Человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная
![Человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/476521/slide-15.jpg)
цивилизация
человек стоит перед проблемой: сохранится ли для него возможность мгновений созерцания, созерцания вечности, Бога, истины, красоты
Происходит дегуманизация человека,но в этой дегуманизации повинен сам человек, а не машина. Машинизм есть лишь проекция этой дегуманизации.
Новые открытия в физике имеют положительное значение и ни в чем не повинны, они свидетельствуют о силе человеческого сознания.
Мы стоим перед вопросом о спасении образа человека.