Слайд 2Тибетский Новый год
"Тибетский Новый год – это вино, китайский – это бумага,
непальский – грохот".
Эта поговорка 19-го века хорошо отражает разницу в праздновании Нового года у, казалось бы, схожих культур и народов.
Тибетский Новый год, или Лосар (Гйалпо Лосар), - самый большой праздник в Тибете, является самым значительным и любимым в Тибете праздником, и празднуется на следующее новолуние, т.е. через месяц после китайского, которое приходится, как правило, на февраль – начало марта.
Слайд 3Согласно источникам, в древности тибетцы праздновали Сонам Лосар, земледельческий Новый год, приходившийся, как
и во многих других традициях, на зимнее равноденствие. Согласно преданиям, практиковались даже человеческие жертвоприношения для умилостивления божества полей, которые впоследствии были заменены жертвами животных, или и вовсе стали символическими. Этот архаичный Новый год также включал ритуалы, связанные с почитанием предков, которые в целом были призваны "переломить" течение времени, обратить вспять и вернуть силу Солнца, тепла и света.
Слайд 4Происхождение Гйалпо Лосара скорее всего связано с приходом в Тибет буддизма, хотя и во
многих других традициях этот период отмечен важными сакральными датами. Достаточно вспомнить Махашиваратри, или Великую Ночь Шивы в индуизме (18 февраля в этом году), которую отмечает большинство индусов; Имболк в северо-западной языческой традиции, Велесов День и Масленицу в традиции славянской; Новый год в исламе приходится на это же время.
Слайд 5Подготовка к Новому году в Лхасе начиналась, как правило, во второй половине
12-го месяца. Всё население, включая солдат, собирало и заготавливало топливо в вязанках, сопровождая работу пением. Топливо было предназначено для новогодних праздников, во время которых в Лхасе собиралось 20-30 тысяч одних только монахов. Те, кто не был занят на заготовке дров, устанавливали на центральных улицах шесты для флагов, чинили их, заменяли старые флаги новыми. Дома украшались флагами и свисающими с окон и дверей гирляндами, крыши украшались декоративными зонтиками и молитвенными флагами.
Слайд 6На 22-ой лунный день 12-го месяца каждая семья изготовляла так называемую лингу – фигурку
из теста весом около полутора килограммов, к которой прикреплялись шерстяные или шёлковые кусочки ткани, монетки и другие украшения, в зависимости от благосостояния семьи. Затем члены семьи заклинали злых духов горя и несчастья войти в линга. Все последующие дни изображение почитается соответствующими ритуалами, а на 29-ый, либо в самый последний день года приглашают ламу, обязанность которого – унести линга из дома, за пределы деревни и выбросить на перекрёстке.
Слайд 7В тот же, 29-ый день выполняется обряд "сбора сажи". Накопившуюся за прошедший
год на кухне сажу осторожно собирают и укладывают в горшок с чёрной каймой. Собранную сажу пускают по ветру на перекрёстке тёх дорог, где, согласно поверьям, собираются дрэг – злые духи (другое значение слова – "сажа"), причиняющие зло людям и животным. Вместе с сажей выбрасывают тряпьё, чёрные зёрна и даже монетки, чтобы умиротворить злотворных духов и очиститься от насылаемых ими бед. Там же принято избавляться и от любого домашнего мусора.
Слайд 8В последний день старого года проводится генеральная уборка. В алтарях вывешиваются новые
иконы, стены, столбы, балки дома, и даже земля во дворе разукрашиваются благоприятными знаками, такими, как ваза, цветок, солнце, луна и др., которые наносятся мукой или жидким тестом. К дверям прикрепляют ветки можжевельника.
Слайд 9Пекут горы пирожков для новогоднего угощения родственников и знакомых, а также 8
специальных булочек, предназначенных для еды в полдень первого дня Нового года. Эти булочки имеют гадательный характер – в них могут быть запечены кусочки дерева, бумаги, камешки, угольки, комочки соли, навоза, волоски яка, либо целебный корешок. Получивший булочку с бумагой станет в наступившем году учёным, а того, кому досталась деревянная щепка, ждёт нищета. Навоз предрекает удачу, а целебный корень здоровье и победу над врагом.
На домашних алтарях пирамидами выкладывают пирожки, а также кладут корешки дрома, как знак счастливого предзнаменования, ставят кувшины с ячменным пивом, серебряные чаши.
Слайд 10Центральным обрядом праздника, как в Тибете, так и в других буддийских странах,
является мистерия Чам, или Цам.
Чам – это танцевальное действо, связанное, в данном случае, как с проводами старого года, так и с встречей нового. Существуют различные виды этой мистерии, посвящённые разным мифологическим и историческим персонажам, к примеру, герою народного эпоса Гэсэру, йогину Миларепе, божествам Маченпомре, Каченджунге, Тхантону.
Считается, что основа мистерии вобрала в себя как исконно тибетские обычаи, так и ритуальные техники индийской Тантры. Постепенно, по мере развития буддизма в Тибете, в мистерию включались нововведения различных религиозных деятелей.
Чам исполняется в 28 и 29-ый дни 12-ой луны. Обычно мистерия длится два-три дня от восхода до захода солнца с перерывом на обед.
Основное содержание Чама – история, о том, как тибетский царь Лангдарма в 8-ом веке попытался уничтожить буддизм в Тибете, но потерпел неудачу, будучи убит монахом Палчжи-дорчжэ.
Слайд 11В отличие от этих персонажей сакральной истории Тибета, Будды и боддхисаттвы редко
становятся героями мистерии.
Основными её элементами являются: танцы с мечами, который исполняют миряне; танец чёрных шапок, в котором участвуют 13, 17, 21 или 23 танцора, танец с барабанами; танец скелетов – "божеств кладбищ"; танец зверей – птицы, оленя, яка, льва, и танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.
Кульминацией Чама является умерщвление линга. Если это изображение на бумаге, то его сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей, в соответствии с архаичным представлением о количестве частей жертвенного животного.
Слайд 12В предновогодней мистерии в первый день праздника производится ритуал убийства линга, который в
этом случае олицетворяется противником буддизма Лангдармой, либо министром Машангой (8-ой век), во второй день линга – лист бумаги с антропоморфным изображением, сжигается во время возлияния вина в горшок с кипящим маслом. Иногда лингу рассекает на части либо убивает иным образом Тагхла, тигроголовый бог, быкоголовый Чойчжал – ипостась Бога смерти Ямы, или Махакала, один из гневных защитников дхармы.
Слайд 13«Монлан Ченмо» - великий праздник молитвы
Монлам Ченмо (тиб.: སྨོན་ལམ་ཆེན་མོ smon lam chen mo;
кит.: 默朗木祈愿大法会 Mò lǎng mù qí yuàn dàfǎ huì) является одним из самых значимых фестивалей в тибетском буддизме, проводится в начале нового года по лунному календарю. Этот фестиваль был основан Ламой Цонкапой в 1409 году в честь чудес, совершенных Буддой Шакьямуни. Лама Цонкапа пригласил тысячи монахов в храм Джокханг в Лхасе на проведение религиозных церемоний, такий как чтение молитв, исполнение танцев «чам», подношение «торм» (подношения конусообразной формы, сделанные из теста с добавлением масла и сахара), развешивание гигантской тханки на склоне горы или на стене монастыря.
Слайд 14«Монлам» в переводе с тибетского дословно обозначает «путь молитв» и символизирует буддийский
путь помощи всем живым существам посредством их вознесения. Молитвы адресованы всем живым существам из шести миров самсары (мир людей, животных, голодных духов, богов, полубогов и существ ада). Все участники фестиваля, произнося молитвы, желают, чтобы все живые существа из всех миров избавились от страданий и как можно скорее достигли состояния полного пробуждения.
Считается, что время Будды Шакьямуни — это пеериод расцвета Дхармы (учения Будды) и духовного процветания. Однако этот период уже миновал свой пик и в настоящее время постепенно движется к завершению, после чего настанет время тьмы. Поэтому во время Монлама все участники также молятся о том, чтобы время господства Дхармы продлилось как можно дольше.
Слайд 15Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад»
Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») — важнейший памятный
день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357-1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.
Слайд 16Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных
сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Слайд 17Гьянтсе. Конные состязания (15-18 дни четвертого лунного месяца)
Конные состязания — одно из
любимых развлечений тибетцев. Наиболее ранние сведения относятся к празднику, проходящему в Гьянтсе в 1408 году. Праздник начинается ранним утром. Скачки, соревнования по стрельбе и народные гуляния продолжаются несколько дней. Представления, игры с мячом, национальные песни и танцы, оживленная торговля дополняют картину праздника.
Слайд 18Дзамлинг Чисанг – Всемирный день молитв
В полнолуние пятого лунного месяца по тибетскому
календарю тибетцы отмечают Дзамлинг Чисанг (འཛམ་གླིང་སྤྱི་བསང་། ‘dzam gling spyi bsang) – Всемирный день молитв, а также День подношения очищающего дыма. В этот день тибетцы по всему миру отмечают победу Падмасамбхавы над местными демонами, а также успешное завершение возведения первого буддийского монастыря Тибета – монастыря Самье.
Слайд 19В Тибете этот этот праздник отмечается молитвами о мире во всем мире.
Тибетцы возжигают благовония на горных вершинах, в храмах монастырей, а также на домашних алтарях. В монастыре Самье монахи исполняют мистерию Чам – сакральный монастырский танец с масками.
Подношение дыма посредством воскуривания можжевеловых и других благовоний символизирует очищение от всего плохого и трансформацию всего негативного в позитивное, а именно в благие заслуги и мудрость, которые посвящаются Буддам, бодхисаттвам, мирским божествам, а также на благо всех живых существ!
Слайд 20Чокор Дучен – Первый Поворот Колеса Дхармы
Этот большой буддийский праздник называется Чокор Дучен (тиб.:
ཆོས་འཁོར་དུས་ཆེན། chos ‘khor dus chen). В этот день Будда Шакьямуни в месте Сарнатх близ г. Варанаси дал первое учение о Четырех Благородных Истинах (тиб.: འཕགས་པའི་བདེན་པ་བཞི ‘phags pa’i bden pa bzhi). В этот день результаты всех благих и неблагих действий увеличиваются в сотни миллионов раз, поэтому сегодняшний день нужно провести осознанно, в мире и добре.
В буддизме есть разные школы и традиции, между которыми есть довольно много различий и противоречий. Но абсолютно весь буддийский мир принимает доктрину о Четырех Благородных Истинах, так как она является основой учений Будды.
Слайд 21Шотон
Праздник песни - «шотон», один из самых любимых в Тибете. В древние
времена в этот день тибетцы приносили простоквашу отшельникам, медитирующим в пещерах. Эти подношения сопровождались песнями и танцами. Впервые праздник отмечался в VIIв. в монастыре Норбулинг. В наст. время его празднуют по всему Тибету в течение семи дней.
Слайд 22Изгнание злых духов
Накануне тибетского нового года, 29 числа 12 месяца, в монастырях
проходят танцевальные мистерии, цель которых - изгнание злых духов старого года. Ночью в каждом доме выполняют ритуал изгнания злых духов старого года - жгут пучки соломы и выносят на перекресток дорог старый домашний мусор.