Трагическое в искусстве

Содержание

Слайд 2

Проверка домашнего задания.
Что обозначает понятие «возвышенное»?
Как и чем вы могли бы

Проверка домашнего задания. Что обозначает понятие «возвышенное»? Как и чем вы могли
объяснить противоречивые суждения о возвышенном?
Всегда ли возвышенное прекрасно? Может ли злое стать возвышенным в искусстве?
В чем особенность поэтического восприятия возвышенного таких поэтов как Ф. Тютчев, А. Фет?
Наизусть одно стихотворение Ф.Тютчева или А.Фета

Слайд 3

Назовите категории эстетики

Категории эстетики

трагическое

комическое

возвышенное

низменное

Назовите категории эстетики Категории эстетики трагическое комическое возвышенное низменное

Слайд 4

Из всех эстетических категорий трагическое кажется наиболее простой и понятной категорией. Смерть,

Из всех эстетических категорий трагическое кажется наиболее простой и понятной категорией. Смерть,
разлуку, болезнь, стихийные бедствия, вы­зывающие у нас чувства скорби, сострадания, горечи потерь, неспра­ведливости, мы связываем с проявлением трагического.

Слайд 5

В траги­ческих ситуациях оказываются разнооб-разные явления и люди. Трагична гибель Жанны д’Арк

В траги­ческих ситуациях оказываются разнооб-разные явления и люди. Трагична гибель Жанны д’Арк
и Джордано Бруно, декабри­стов и защитни-ков Брестской крепости...

Адольф А.Дилленс. Пленение Жанны. 

Автор неизвестен.
Казнь декабристов

П.А. Кривоногов. Защитники
Брестской крепости. 1951г.

Слайд 6

Трагичен последний день жителей Помпеи на картине К.П.Брюл-лова. Трагично утро стрелецкой казни,

Трагичен последний день жителей Помпеи на картине К.П.Брюл-лова. Трагично утро стрелецкой казни,
запечатленное
В.И.Су­риковым.

К.П.Брюллов.
Последний день Помпеи. 1830-1833гг.

В.И.Суриков.
Утро стрелецкой казни. 1881г.

Слайд 7

Трагична ночь на 3 мая 1808 г., когда были
расстреляны испанские повстанцы,

Трагична ночь на 3 мая 1808 г., когда были расстреляны испанские повстанцы,

ночь, изображенная на известной картине Ф. Гойи.

Ф. Гойя.
3 мая
1808 года.
1814г.

Слайд 8

Между проявлениями трагического в искусстве и в жизни много общего, но в

Между проявлениями трагического в искусстве и в жизни много общего, но в
искусстве оно развивается по своим законам и имеет характерные особенности.
Главная – неразрешимое противоречие, конфликт. Глубокое проти­воречие между идеалом и реальностью, новым и старым лежит в основе трагического.

В.Г.Перов.
Проводы покойника.
1865г.

Слайд 9

Трагический герой в произведениях искусства буквально соткан из противоречий, герой особенно остро

Трагический герой в произведениях искусства буквально соткан из противоречий, герой особенно остро
осознает свою собственную, личную вину от невозможности что- то изменить в жизни.
Эта ситуация характерна для трагического в искусстве, а вина, которую испытывает герой трагедии, получила название «трагической вины».

Е.Кибрик. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Смерть Тараса

Слайд 10

На особенность трагических героев указывал немецкий философ Г.В. Гегель: «Для великих характеров

На особенность трагических героев указывал немецкий философ Г.В. Гегель: «Для великих характеров
быть виновны­ми - это честь... Трагические герои столь же виновны, как и повинны».

Художественным воплощением этой теории стало творчество величайших драматургов - У.Шекспира («Гамлет»), И.В.Гёте («Фауст»).

Слайд 11

Каждая эпоха вносит свои черты в траги-ческое и выявляет определенные стороны его

Каждая эпоха вносит свои черты в траги-ческое и выявляет определенные стороны его
природы. Особенно интересный материал для наблюдений представляет трагедия в Древней Греции, где трагическое было связано с понятиями рока, судьбы.

Античный театр.
Современная реконструкция

Сцена из Древнегреческой трагедии.
Современная реконструкция.

Слайд 12

Антич­ное искусство показало трагические судьбы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других

Антич­ное искусство показало трагические судьбы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других
героев, не нашедших спасения от всесильного рока.

Прикованный Прометей.
Иллюстрация

Слайд 13

В представлении античных трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) не только люди, но и

В представлении античных трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) не только люди, но и
боги подчинены верховной власти трем мойрам (богиням человеческом судьбы, прядущим нить жизни) и эриниям (темным богиням мщения), «что помнят всё». Любой поступок человека неизбежен и предопределен богиней возмездия Адрастеей.

Н. Пуссен. Детство Юпитера. 1
637г.
На картине - богини Адрастея
и Идея кормят маленького Зевса молоком священной козы Амалфеи.

Слайд 14

Героям античной трагедии часто дано знание будущего благодаря прорицаниям, словам богов и

Героям античной трагедии часто дано знание будущего благодаря прорицаниям, словам богов и
оракулов. Герой не в силах предотв-ратить неизбежное. Таким представляется герой одной из лучших античных трагедий - «Эдип-царь» Софокла.

Эдип в ослеплении: «Я – сын Судьбы».

Прорицатель Тиресий и Эдип.

Иокаста и Эдип.

Слайд 15

Рождению трагедии мы обязаны греческому мифу о Дионисе, боге созидательных сил природы,

Рождению трагедии мы обязаны греческому мифу о Дионисе, боге созидательных сил природы,
которые засыпают зимой и возрождаются с первыми лучами весеннего солнца. Поэтому в его честь дважды в году отмечался общенародный праздник Великие Дионисии, во время которых совершались жертвоприношения

Существует версия, согласно которой трагедия возникла из тра­урных песен о смерти Диониса,
а комедия - из дифирамбов о его воскресении весной.

Праздник Великие Дионисии запечатленный на античной вазе

Слайд 16

В Греции сооружались грандиозные по масштабам театры, рассчитанные на огромное количество зрителей.

В Греции сооружались грандиозные по масштабам театры, рассчитанные на огромное количество зрителей.
Театр в Афинах вме­щал 17 тысяч зрителей, в то время как в самом городе проживало около 200 тысяч человек.

Театр Диониса в Афинах в римское время

Слайд 17

По мнению древнегреческого философа Аристотеля, лю­бая трагедия отражает значительные события средства­ми искусства.

По мнению древнегреческого философа Аристотеля, лю­бая трагедия отражает значительные события средства­ми искусства.

Она призвана не просто рассказывать о событиях, вызывающих сопере-живание, но и подводить их к определенным
выво­дам, нравственному очищению, что
по-гречески означает катарсис.

Аристотель (384-322 до н.э.). Бюст философа, римская копия оригинала Лисиппа.

Слайд 18

Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, человек в то

Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, человек в то
же время испытывает величайшее чувство радости от созна­ния своего достоинства и нравственного величия. Мир трагического тесно связан и неотделим от возвышенного, а эстетика рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Слайд 19

Символом трагической и возвышенной любви стала сцена из «Божественной комедии» Данте («Ад»,

Символом трагической и возвышенной любви стала сцена из «Божественной комедии» Данте («Ад»,
песнь 5), в которой рассказывается о возлюбленных - Франческе да Римини и Паоло. Эти два имени соединились в одну из вечных и прекрас­ных историй о человеческой любви.

Приамо делла Кверча. Паоло и Франческа. Иллюстрация к V книге «Ада».
Ок. 1450г.

Э.Делакруа.
Паоло и Франческа. Акварель.

Слайд 20

Данте создал возвышенную картину любви, полную дра-матизма и страдания. Плен в аду

Данте создал возвышенную картину любви, полную дра-матизма и страдания. Плен в аду
становится для героев «нерушимым» и вечным, Паоло и Франческа не перестают переживать свое горе. Осужденные и наказанные, они и сами желают мучений для себя, но эти страдании они будут переносить вместе. Паоло никогда не покинет Франческу.

У.Блейк. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Ад. Второй круг (сладострастники).

Данте Алигьери
(1266-1321)

Слайд 21

Ж.-Д. Энгр. Джанчотто настигает Паоло и Франческу. 1819г.

Эта история любви вдохно-вила французского художника

Ж.-Д. Энгр. Джанчотто настигает Паоло и Франческу. 1819г. Эта история любви вдохно-вила
Ж.Д. Энгра на создание картины «Паоло и Франческа», а русский композитор П.И. Чайковский написал симфоническую фантазию «Фран­ческа да Римини».

Пётр
Ильич 
Чайковский
(1840-1893)

Слайд 22

Образцом трагической музыки является «Реквием» Моцарта, проникнутый трепетным волнением и просветленной печалью.

Г.Н..О’Нил.

Образцом трагической музыки является «Реквием» Моцарта, проникнутый трепетным волнением и просветленной печалью.

Последние часы Моцарта.
1876г.

Слайд 23

Закрепление материала
Что означает категория эстетики «трагическое»?
Чем отличается трагическое в искусстве и в

Закрепление материала Что означает категория эстетики «трагическое»? Чем отличается трагическое в искусстве
жизни?
Приведите примеры трагического в искусстве.
Познакомьтесь с картиной П.Пикассо «Герника» (1937), запечатлевшей драму уничтоженного фашистами города, ставшего символом всемирной ката­строфы. Какими художественными средствами создается здесь художественный образ? Что позволяет отнести это произведение к проявлениям трагического в искусстве?

П.Пикассо.
Герника.
1937г.

Слайд 24

Как в картинах И.К.Айвазовского «Девятый вал» и «Вол­на» передано трагическое столкновение человека

Как в картинах И.К.Айвазовского «Девятый вал» и «Вол­на» передано трагическое столкновение человека
с грозной стихией природы? Можно ли утверждать, что в этих произведениях художник в то же время воспел гимн величию и силе человеческого духа?

И.К.Айвазовский.
Волна. 1889г. 

И.К.Айвазовский.
Девятый вал.
1850г.

Имя файла: Трагическое-в-искусстве.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 4