Триадология

Содержание

Слайд 2

Арианство

Александрийский пресвитер Арий
(256, Ливия? – 336, Константинополь)

1. Богом в собственном смысле

Арианство Александрийский пресвитер Арий (256, Ливия? – 336, Константинополь) 1. Богом в
слова является лишь Отец: Сын отличен от Него по Своей Сущности .

2. Сын сотворен по воле Отца «из ничего» .

3. Сын сотворен как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью.

4. Святой Дух сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для Сына инструментом в деле творения вселенной .

Слайд 3

Св. Афанасий Великий

Архиепископ Александрийский (ок. 298—373) , секретарь, а затем преемник епископа Александра.

Св. Афанасий Великий Архиепископ Александрийский (ок. 298—373) , секретарь, а затем преемник
Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.

Слайд 4

Александрийские христиане

Широкие массы христиан в египетской столице так энергично поддерживали своего Предстоятеля,

Александрийские христиане Широкие массы христиан в египетской столице так энергично поддерживали своего
что имперские войска часто не могли совладать с мощными демонстрациями александрийцев, протестовавших против навязываемых им арианствующих епископов.

Слайд 5

Египетское монашество

Кроме того, св. Афанасий успешно использовал в своей борьбе наиболее своеобразный

Египетское монашество Кроме того, св. Афанасий успешно использовал в своей борьбе наиболее
элемент египетского христианства – монашество. Уже в 338 году преподобный Антоний три дня провел в Александрии, чтобы выразить свою поддержку православному папе. В 356-362 годах монахи предоставили св. Афанасию надежное укрытие, откуда тот вел дальнейшую борьбу против арианства.

Слайд 6

Термин «единосущие»

во-первых, единство нескольких участников в совместном обладании каким-либо предметом,

во-вторых, — может

Термин «единосущие» во-первых, единство нескольких участников в совместном обладании каким-либо предметом, во-вторых,
выражать и совместное участие единичных людей или вещей в некоем общем состоянии: единство убеждений, единство по крови, по национальному признаку.

Термин составной его первая часть «Ómoj»,
может обозначать два понятия:

Слайд 7

Термин «единосущие»

Вторая составляющая термина — тоже может пониматься по-разному: в зависимости от

Термин «единосущие» Вторая составляющая термина — тоже может пониматься по-разному: в зависимости
того, какой смысл вкладывается в первую его половину.
Здесь возможны три варианта.

Во-первых, «усия» может обозначать некое вещество, из которого состоит определенный тип предметов. Скажем, единосущными в таком случае оказываются все серебряные или медные монеты — монеты, сделанные из определенного материала. Подобное понимание единосущия мы обнаруживаем у Тертуллиана.

Во-вторых, под сущностью можно понимать совокупность неких признаков по роду, по типу, по виду — общих для определенного количества людей или предметов. Само понятие «человек» составляет сущность Павла, Иоанна, Тимофея. В этом смысле Павел, Иоанн и Тимофей единосущны друг другу. При таком понимании слова «сущность» («oÙs…a») термин «единосущие» («ÐmooÚsioj») обозначает равенство или одинаковость по существенным свойствам, тождество качественных характеристик. Такое значение термина ближе всего к учению о Троице Святых Каппадокийцев.

Слайд 8

Термин «единосущие»

Свт. Афанасий предлагает третий вариант понимания термина «единосущие» («ÐmooÚsioj»).
«Сущность» («oÙs…a») может

Термин «единосущие» Свт. Афанасий предлагает третий вариант понимания термина «единосущие» («ÐmooÚsioj»). «Сущность»
обозначать еще и вполне конкретное бытие, которое мыслится как нумерически единое. Это некая неповторимая сущность, не умножаемая, существующая только в одном экземпляре.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы обладает абсолютно и всецело одним и тем же существующим в единственном числе бытием — Божественной сущностью, которая Каждому из Них принадлежит полностью и совершенно.
Каждое из Лиц обладает всей полнотой Божественной сущности, а не какой-либо ее частью или ее степенью.
Обладая одной и той же сущностью, одним и тем же бытием, Лица Св. Троицы единосущны, а значит — и равны по Своему Божественному достоинству.

Слайд 9

«ÐmooÚsioj» («единосущие») и «ÐmoioÚsioj» («подобосущие»).

одновременно с термином «ÐmooÚsioj» («единосущие») в IV

«ÐmooÚsioj» («единосущие») и «ÐmoioÚsioj» («подобосущие»). одновременно с термином «ÐmooÚsioj» («единосущие») в IV
в. в христианском богословии активно используется и внешне — по написанию — очень сходное с ним слово «ÐmoioÚsioj» («подобосущие»).
Согласно преданию многие арианствующие епископы на I Вселенском Соборе, будучи недовольны использованием в Никейском Символе веры термина «ÐmooÚsioj» («единосущие»), подписывая соборное вероопределение, незаметно вставили в него лишнюю йоту («i»), тем самым коренным образом изменив его смысл.

Слайд 10

Недостаточность понятия «подобосущие»

Во-первых, термин «подобный по сущности» может обозначать лишь сходство некоторых

Недостаточность понятия «подобосущие» Во-первых, термин «подобный по сущности» может обозначать лишь сходство
признаков, в чем-то близких друг другу, а в чем-то и нет.
Во-вторых, он может обозначать поверхностное сходство, только во внешних чертах. Например, братья - близнецы похожи друг на друга, но хотя они и подобны, все-таки это разные люди, отличающиеся один от другого обособленностью своего. Свт. Афанасий считает, что допустимо говорить о подобии только как об абсолютном подобии по природе или по сущности. Но и тогда этот термин свт. Афанасия не устраивает, ибо не выражает идеи единства Отца и Сына. Ведь Сын, по свт. Афанасию, не отделим от сущности Отца.

Слайд 11

Духоборчество (македонианство) и полемика с ним

Это движение получило свое название по

Духоборчество (македонианство) и полемика с ним Это движение получило свое название по
имени константинопольского архиепископа Македония (+360).

Это движение получило свое название по имени константинопольского архиепископа Македония (+360).
Духоборцы отрицали Божественное равенство Святого Духа Сыну и Отцу. Некоторые из арианствующих, вроде последователей Василия Анкирского, постепенно вплотную приблизившись к исповеданию равенства Отца и Сына, вместе с тем оказались не готовы признать равночестность Им Духа Святого.
Очень сильна была еще доникейская тенденция в пневматологии, рассматривавшая Святого Духа как Лицо подчиненное и придававшая Ему скорее энергийный, чем личностный характер.

Слайд 12

Окончательно арианство и македонианство были побеждены на II Вселенском Соборе в Константинополе

Окончательно арианство и македонианство были побеждены на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г.
в 381 г.
Имя файла: Триадология.pptx
Количество просмотров: 124
Количество скачиваний: 0