Творчество Чайковского

Содержание

Слайд 2

Опера«Черевички»

Создана Февр.-март 1885, Майданово.

Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи

Опера«Черевички» Создана Февр.-март 1885, Майданово. Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского
с объявленным Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести Гоголя "Ночь перед рождеством" по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего, осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под девизом "Ars longa, vita brevis" ("Искусство вечно, жизнь коротка"). Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в 1500 руб. В 1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила название "Черевички".

Слайд 3

Опера «пиковая дама»

Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Сюжет предложен И.А.Всеволожским.

Опера «пиковая дама» Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Сюжет предложен
Начало переговоров с дирекцией относится к 1887/88 годам. Первоначально Ч. отказался и лишь в 1889 г. решил писать оперу на этот сюжет. На совещании в дирекции императорских театров в конце 1889 г. были обсуждены сценарий, планировка сцен оперы, постановочные моменты, элементы оформления спектакля. В эскизах опера сочинена с 19/31 янв. по 3/15 марта во Флоренции. В июле - дек. 1890 Ч. внес множество изменений в партитуру, в литературный текст, речитативы, вокальные партии; по желанию Н.Н.Фигнера было также создано два варианта арии Германа из 7-й карт. (разные тональности). Все эти изменения зафиксированы в корректурных оттисках переложения для пения с фортепиано, пометах, различных вставках 1-го и 2-го изд.

Слайд 4

Балет «Щелкунчик»

Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое место:

Балет «Щелкунчик» Среди произведений позднего периода творческого пути Чайковского "Щелкунчик" занимает особое
он не вписывается в сложившуюся в тот период традицию балетного жанра. Для Чайковского этот балет также является новаторским сочинением, ключевым для понимания позднего стиля композитора, его идейных устремлений, поисков смысла жизни, нравственных оценок. Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства - вот основные образные сферы музыки Чайковского.
Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского. Содержательная многослойность сказки Гофмана и ее музыкальное воплощение в балете Чайковского было замечено лишь в ХХ веке.

Слайд 5

Балет «спящая красавица»

Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном,

Балет «спящая красавица» Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным
уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия - такова месть злой феи Карабос, которую королевский церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

Слайд 6

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его
сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

«времена года»

Слайд 7

Фотоальбом.

П. И. Чайковский в форме воспитанника Училища правоведения. 1859, С.-Петербург

П. И. Чайковский.

Фотоальбом. П. И. Чайковский в форме воспитанника Училища правоведения. 1859, С.-Петербург П.
16/28 апреля 1891 г., Нью-Йорк, фото Н. Сарони

Слайд 8

П. И. Чайковский и его ученик, скрипач И. И. Котек. Начало 1877

П. И. Чайковский и его ученик, скрипач И. И. Котек. Начало 1877
г., Москва, фото Н. Борисова

Братья Чайковские. Слева направо: сидят - Николай Ильич, Петр Ильич; стоят - Анатолий Ильич, Ипполит Ильич и Модест Ильич. 1890 г., С.-Петербург, фото А. Пазетти

Слайд 9

П. И. Чайковский. 14 марта 1893 г., Харьков. Фото А. Федецкого

П. И.

П. И. Чайковский. 14 марта 1893 г., Харьков. Фото А. Федецкого П.
Чайковский в своем кабинете. 14 июля 1890 г., Фроловское, фото В. Пахульского (?)
Имя файла: Творчество-Чайковского.pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0