Творчество М.А.Врубеля. Соотношение символизма и реализма

Содержание

Слайд 2

Русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910)произведения которого отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией,

Русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910)произведения которого отличаются необычайной эмоциональностью, творческой фантазией,
виртуозной техникой. Врубель стоял у истоков русского символизма в России. Он обращался к символу в попытке изобразить не изобразимое, понять непознанное, увидеть незримое. Подлинная стихия картин Врубеля – это молчание, тишина, которую, кажется можно услышать. В молчание погружен его мир. В творчестве Врубеля всегда присутствовали два начала – это реалистичное и символическое. Реалистичное присутствовало всегда, так как художник всегда обращал внимание на то, что его окружает, он постоянно пытался изобразить это в своих работах. А символическое появилось в результате целого ряда переоценок, происходящих в части интеллигенции на рубеже двух столетий и в результате личного мировоззрения Врубеля. Он не был символистом в полном смысле этого слова. Он был предшественником символизма. Основным содержанием искусства для него была реальность, которая проходила через чувства художника. Но нельзя полностью оценить творчество Врубеля не рассматривая символистических тенденций в его деятельности. В своё время, он был самым ярким мастером в России, который утвердил символизм как стиль.

Михаил Александрович Врубель, Автопортрет, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Автопортрет,1882, 12.5×8.6 см • Акварель, Бумага

Слайд 3

Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.-это время формирования нового

Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.-это время формирования нового
стиля «Модерн». Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий. Символизм является теоретической базой модерна. В модерне идеи зачастую заимствованы были именно у символизма. Значительное место в художественной практике занимал орнамент, особенно растительный. Цветковая гамма модерна была преимущественно холодных и блеклых тонов. Модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в разных областях. Врубель связан прочными корнями с материнской почвой – русской традиции. Он шёл в искусстве своим путём, был романтиком, символистом, одним из тех искателей правды, которым гордится отечественная культура.

Врубель Михаил Александрович,
Девочка на фоне персидского ковра. 1886,Холст, Масло. 104 × 68 см, Киевский музей русского искусства, Киев

Слайд 4

Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в целом, стремлением проникнуть

Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в целом, стремлением проникнуть
в скрытые недра реальности. Врубель реализм сочетал с символизмом. В большинстве живописных работ художника двузначность ведения и символичность образа всегда присутствовали в ясности сюжетного выбора.

Врубель Михаил Александрович,
«Утро» панно, в1897 г., холст , масло,261 х 447 см., Санкт-Петербурге в Русском музее.

Слайд 5

Реализм Врубеля сочетался с символизмом. В большинстве живописных работ художника двузначность ведения

Реализм Врубеля сочетался с символизмом. В большинстве живописных работ художника двузначность ведения
и символичность образа всегда присутствовали въясности сюжетного выбора. Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был причастен к тому, что получило названия русского модерна. В искусстве Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы его образов, он несравненно выше и обще человечнее. Врубель был великим художником. Его творчество помогает нам взглянуть на мир по-новому, помогает понять истинные ценности. Он всё выражал в символе: композицию, цвет. Он был единственный в русской живописи, который дал новую жизнь великим поэтическим символам. Мир Врубеля пронизан «токами духовного напряжения». В этом тайна его долговечности. У Врубеля не было прямых последователей. Символизм в России развивался самостоятельно. Но черты символизма, основы заложенные Врубелем можно увидеть у художников «Голубой розы».

Врубель Михаил Александрович, Муза, Холст, масло, 1896год , Третьяковская галерея.

Слайд 6

Своё творческое кредо художник выразил так: «Написать натуру нельзя и не нужно,

Своё творческое кредо художник выразил так: «Написать натуру нельзя и не нужно,
должно поймать её красоту»

Врубель Михаил Александрович, Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель., 125.3 х 76.5 холст, масло, 1898год, Москва, Третьяковская галерея.

Слайд 7

Начиная с середины 80-х годов Врубель часто обращался к изображению цветов, которые

Начиная с середины 80-х годов Врубель часто обращался к изображению цветов, которые
в его многочисленных карандашных этюдах и полотнах приобретали символическое звучание.

Врубель Михаил Александрович, Испания, 1894 год, Холст, масло. 248х89, Третьяковская галерея.

Слайд 8

Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле, о

Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле, о
месте человека в мире, обращается к «вечным» темам и мотивам, почерпнутым из античности, эпохи средних веков и Возрождения, русского фольклора. Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем («Пан» 1899г) сближает его творчество с установками представителей символизма.

Врубель Михаил Александрович, Пан. 1899, Холст, Масло. 124 × 106 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 9

В сжатое пространство Врубель помещает объёмные тела. Поэтому создаётся впечатление, что это

В сжатое пространство Врубель помещает объёмные тела. Поэтому создаётся впечатление, что это
– исполины, которым действительно тесно в мире, - они из него выламываются.

Врубель Михаил Александрович, Богатырь. 1898–1899. Холст, масло. 321,5 x 222 (верх треугольный). Русский музей

Слайд 10

В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля

В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля
«Царевна Лебедь»

Врубель Михаил Александрович, Царевна-Лебедь. 1900,Холст, масло. 142,5 × 93,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 11

Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обобщений. В них идеалы и мечты

Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обобщений. В них идеалы и мечты
самого автора. Полотно созданное на сюжет лермонтовской поэмы, было буквально выстрадано художником. Вот как он сам описывает своего «Демона»: «Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло –задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Врубель Михаил Александрович, Демон сидящий, 1890,Холст, Масло. 114 × 211 см, Третьяковская галерея, Москва

Слайд 12

Любимые цвета картин Врубеля: синий, лиловый, сине-розовый, сиреневый, бархатисто-чёрный. Его глаз словно

Любимые цвета картин Врубеля: синий, лиловый, сине-розовый, сиреневый, бархатисто-чёрный. Его глаз словно
вскрывает бескрайность и мрак запредельного планетарного мира. Художественная манера Врубеля: резкий, ломающийся штрих, мозаичность живописного письма, расчленение изображения на множество пересекающихся граней, плоскостей.

Врубель Михаил Александрович, Шестикрылый серафим, 1904. Холст, масло. 131 х 155. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Имя файла: Творчество-М.А.Врубеля.-Соотношение-символизма-и-реализма.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0