Управляемое и спонтанное творчество

Содержание

Слайд 2

Творческая деятельность – одно из самых интересных, наиболее сложных и наименее изученных

Творческая деятельность – одно из самых интересных, наиболее сложных и наименее изученных
психических явлений. В специальной литературе синонимами понятия «творческая деятельность» выступают: творчество, продуктивная деятельность, эвристическая деятельность, творческое (продуктивное) мышление. При этом, кроме творческого мышления творческая деятельность включает и такие психические явления, как мотивы, эмоции, память и волю.

Слайд 3

Управляемое творчество

Рационалистическую тенденцию выдвигает в своих самопризнаниях целый ряд писателей и художников,

Управляемое творчество Рационалистическую тенденцию выдвигает в своих самопризнаниях целый ряд писателей и
изображающих процесс творчества как чисто рассудочное построение данных личного и коллективного опыта.
Стремление разделить единый процесс творчества на две части – рассудок и интуицию привело некоторых психологов к построению «эмбриологии творчества» - учения о законах зарождения творческих замыслов и образов фантазии художника.

Слайд 4

Первый акт творчества, называемый «актом интуиции и желания», рождает замысел или «гипотетическую

Первый акт творчества, называемый «актом интуиции и желания», рождает замысел или «гипотетическую
идею будущего произведения». Эта идея «покуда говорит только то, чего изобретателю хочется, не то, чего он достигнет на самом деле».
Второй акт творчества или «акт знания и рассуждения» сводится к выработке изобретения «как логического представления». В этой стадии творчества устанавливаются, по словам автора «существенно необходимые и достаточные части произведения», «обозначаются все его видовые признаки, как представителя некоторого класса изобретений, а также все его индивидуальные особенности, т.е. то, что составляет его новизну». В результате этого акта «получается схема приспособления или план способа».
Третий акт творчества – “акт умения” заключается в реализации замысла, т.е решения первоначальной задачи.

Слайд 5

Ахиллесова пята любой рационалистической теории творчества кроется в заведомом бессилии её объяснить

Ахиллесова пята любой рационалистической теории творчества кроется в заведомом бессилии её объяснить
законы возникновения творческих замыслов и образов фантазии художника. Таким образом, попытки построить рационалистическую концепцию творчества, как систему законов деятельности творца интеллектуальных ценностей (писателя, художника, композитора, философа и ученого) – по самой природе своей и по заданию своему, - представляют заведомо неразрешимую задачу или, выражаясь языком римских юристов – покушение на негодный объект с негодными средствами.

Слайд 6

Итак, анализ рационалистической концепции творчества вскрывает логическую несостоятельность её притязаний на авторитет

Итак, анализ рационалистической концепции творчества вскрывает логическую несостоятельность её притязаний на авторитет
науки, т.к. исходит из догматической уверенности в разложимости процессов творчества на чисто логические связи и отношения, не опираясь при этом на данные объективного изучения личности художника в свете биологии и рефлексологии.

Слайд 7

Примеры управляемого творчества

Примеры управляемого творчества

Слайд 8

Спонтанное творчество

Выдвигая приоритет бессознательной стихии творческого духа перед рассудком и опытом, мистическая

Спонтанное творчество Выдвигая приоритет бессознательной стихии творческого духа перед рассудком и опытом,
концепция рассматривает творчество как непроизвольную и бессознательную деятельность и приписывает ее действию бессознательного «алогического» начала, неразложимого на логические связи и отношения. Отсюда – тенденция к истолкованию вопроса о природе процесса творчества как психического автоматизма и раздвоения личности художника в моменты творческого вдохновения

Слайд 9

Процесс творчества гения-художника Гартман считает действием «божественного безумия». Гениальный замысел – по

Процесс творчества гения-художника Гартман считает действием «божественного безумия». Гениальный замысел – по
Гартману - озаряет художника внезапно, без всяких усилий с его стороны, как «дар богов». «Сознательная воля» не имеет никакого влияния на процесс зарождения творческих замыслов художника, скорее наоборот, сознательное усилие воли в этом направлении парализует зарождение творческих замыслов в недрах «бессознательного», а преднамеренные сознательные поиски образов и идей превращают художника в «бездарного мученика голого рассудка, прибегающего к помощи заученных правил».

Слайд 10

Изучая вопрос о влиянии «бессознательного» на творческую психику художника, на основе объективного

Изучая вопрос о влиянии «бессознательного» на творческую психику художника, на основе объективного
изучения его личности, психология выделяет четыре типические формы проявления бессознательных форм его творческой комбинаторики:
Проявление бессознательных форм творчества во сне (так называемое «бессознательное творчество» во сне)
Влияние наркоза, алкоголя, наркотиков на творчество художника
Бессознательный процесс антиципации (зарождения и кристаллизации) образов творческой фантазии художника
Бессознательные вспышки творческой интуиции («интуитивное мышление»).