Слайд 2Композиция сочинения – рассуждения.
1.Проблемы, заявленные автором (до трёх).Формулируем чётко.
2.Комментарии к проблемам. С
помощью цитирования, риторических вопросов, вводных конструкций, краткого пересказа показываем, как мы поняли смысл текста.
3.Позиция автора текста. (Автор логично и последовательно раскрывает, демонстрирует; благодаря ярким примерам доказывает; заставляет читателей)…
4.Изложение собственного мнения. (Я разделяю мнение автора о…; я согласен с автором в том, что…; мне близко мнение автора о проблеме…).
5.Аргументы, подтверждающие или опровергающие собственное мнение учащегося. Логическое рассуждение на основе жизненного и читательского опыта. Логические ссылки на разных авторов; примеры из других текстов, поднимающих те же проблемы.
6. Вывод.
Слайд 3Что такое проблема?
Проблема (от лат. слова – задача, вопрос)- «нечто выступающее вперёд»,
«брошенное вперёд», «преграда», «задача», «спорный вопрос».
Проблема – вопрос, требующий исследования.
Слайд 4Категории (виды) проблем.
1.Философские проблемы. (В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода?)
2.Социальные.
(Возможно ли построение идеального общества? Можно ли избежать социальной несправедливости?)
3.Политические (социально-политические). (Нужна ли обществу цензура?)
4.Экологические проблемы. (Человек и окружающая среда; экология культуры; экология языка).
5.Нравственные (этические) проблемы. (Какого человека можно назвать культурным? Следует ли помогать ближнему?
Слайд 5Рекомендации по определению проблемы текста:
Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не
только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. Подумайте над тем, на какой вопрос отвечает автор своим текстом. Этот вопрос и есть проблема.
Слайд 6Учимся комментировать.
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо , критические замечания
о чём-нибудь. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
Два типа комментария:
Текстуальный
Концепционный (в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновения различных мнений по данному вопросу).
Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Слайд 7Типичные конструкции, помогающие оформить комментарий.
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора...
Автор
говорит о том, что…
Автор особо подчёркивает, что…
Следует обратить внимание на мысль о том, что…
Заслуживает внимание высказывание….
Автор негодует (восхищается, удивляется)…
Автор доказывает, убеждает, приглашает к размышлению…
Автора тревожит…
Слайд 8Грамотно цитируйте исходный текст!
Цитата – это точная, дословная выдержка из какого-либо произведения
или высказывания. Существуют следующие способы оформления цитат:
1)предложения с прямой речью;
2)предложения с косвенной речью (предложения с косвенной речью передают речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания);
3)предложения с вводными словами. (Например. По словам Н.Никонова, «никому в голову не приходило заботиться о земле.»)
НЕ следует увлекаться цитированием! Цитата должна быть небольшой – 1-2 предложения или словосочетание.
Слайд 9Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор,
рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Какие же языковые элементы текста обычно выражают авторскую позицию?
1.Оценочная лексика, т.е. слова, выражающие отношение автора к предмету речи.
2.Вводные слова и предложения.
Различные образные средства: яркие эпитеты, авторские метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания.
Слайд 10Способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова: …
Автор считает, что…
Автор стремится донести до
читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что …
В тексте доказывается мысль о том, что…
Слайд 11Аргументы.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.
Аргументы бывают
естественные и искусственные.
Естественные:
- ссылки на личный опыт;
ссылки на общезначимый опыт;
примеры из жизни;
примеры из художественной литературы;
ссылки на авторитет;
пословицы и поговорки;
цитаты.
Искусственные доказательства связаны с необходимостью рассуждать.
Слайд 12Проверка текста.
Представляете, каково было моё изумление, когда я прочитал в географической энциклопедии,
что 70% земной суши – пустыни, горы, вечные льды? И всего 10% её может быть использовано для земледелия…А ведь население Земли приближается к десяти миллиардам человек!
Слайд 13Продолжение текста.
Будет ли в состоянии хотя бы через полстолетия наша матушка-кормилица щедро
одаривать нас своими плодами? Простит ли она варварское отношение к себе? Наверное, лишь любовным отношением к ней человек сможет вымолить себе не только прощение, но и возможность не умереть от голода.
Слайд 14С чего начать и чем закончить?
Каким же должен быть зачин сочинения?
1)он не
должен быть очень большим;
2)зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою;
3)следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Это можно сделать различными способами:
Слайд 15Основные способы.
1.Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.
2.Сошлитесь на авторитетное мнение.
3.Обратитесь к читателю,
напоминая ему определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
4.Заинтригуйте читателя.
5.Создайте эмоциональный настрой.
6.Опишите мысли, чувства, впечатления, которые возникли у вас после прочтения.
7.Приведите цитату из исходного текста.
8.Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
9.Начните сочинение с проблемного вопроса.
Слайд 16Чем закончить?
1.Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора.
2.Риторический вопрос
в конце сочинения.
3.Призыв, обращение к читателю.
4.Использование цитаты.
5.Открытый финал.
Помните: шаблонная концовка, которая (только на первый взгляд!) подходит для любого текста, может испортить впечатление от хорошего сочинения.