Слайд 2Процессные
заболевания
Agile Labs’09
http://www.slideshare.net/Askhat/ss-1232807
Слайд 3Иногда Agile внедрить очень легко, иногда трудно, иногда практически нереально
Почему?
Слайд 5Людей нанимает, увольняет, и воспитывает организация
Слайд 6Какая-то не такая организация?
Слайд 7Как организация влияет на Agile внутри команды?
Начальные условия внедрения
Потребление результата (продукта)
Найм, увольнение
и мотивация сотрудников
…
Слайд 8Ichak Adizes
http://adizes.com
Слайд 9Доклад не является последовательным и точным изложением методологии Адизеса
Читайте книжку :-)
Слайд 12Проследим жизненный цикл софтверной компании от стартапа до смерти
Слайд 13Ухаживание
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 14Что происходит
Будущий владелец придумывает идею продукта и компании
Успех на следующем этапе зависит
от степени его преданности идее
Слайд 15Культура
Много энтузиазма, горящих глаз и разговоров
Мало дела, кода и денег
Слайд 16Разработка
Прототипы в свободное время на коленке
Agile не нужен
Слайд 17Лидерство
Entrepreneur
Харизма
Энтузиазм
Креативность
Напор
Слайд 18Младенчество
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 19Что происходит
Надо заставить идею работать
Сфокусироваться на чем-то небольшом и сделать
Начать продавать!
Слайд 20Роль по Адизесу
Purposeful
Эффективность в краткосрочной перспективе
Действия
Клиенты
Их потребности
Продажи
Слайд 21Девиз периода: «Где взять денег?»
Слайд 22Культура
Нет времени на беседы
Нет времени остановиться и подумать
Работа 16 часов в день
7 дней в неделю
Акцент на только на краткосрочные результаты
Слайд 23Лидерство
Владелец принимает все решения
Ориентация на
сбыт
продукт
Все крутится вокруг владельца
Слайд 24Типичная шутка этапа:
«Вы будете смеяться, но концепция опять поменялась»
Слайд 25Разработка (1)
Упор на продажи = акцент на краткосрочные результаты для показа заказчику
или инвесторам
Планы сформировать не удается
Переработка и штурмовщина
Слайд 26Разработка (2)
Цель – выживание
Накапливаем технологический долг
Нет времени внедрять процессы
Постоянные кризисы и пожаротушения
Слайд 27Agile? ScrumButt!
У нас Scrum, но (Scrum But)
Никаких юнит-тестов
Никакого рефакторинга
«Типа» итерации, без выдерживания
планов
Никаких тестировщиков, тестирование по Happy Path
Правим сразу на Production
Слайд 29Давай-давай
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 30Что происходит
Волна успеха, рост продаж
Море возможностей
Есть деньги на реализацию
Слайд 32Что дает множество возможностей?
Много проектов
Отмена одних проектов, создание новых
Нет фокуса на
результате
Слайд 33Культура: «я вся такая внезапная!»
«У нас все проекты приоритетные»
Планы создаются, но редко
отслеживаются и, тем более, выполняются
Нет регламентов и правил
Слайд 34Лидер
«Это я привел компанию к успеху»
«Сколько???!! Да я сам бы сделал это
за час!»
«Вы все бездельники»
Слайд 35Принятие решений
В глаза все соглашаются с боссом
После ухода обсуждают, как предотвратить еще
один безумный проект
Слайд 36Разработка
Наследует все недостатки «младенчества»
Code&Fix
Непродуманные и внезапные изменения
Недоделанные и брошенные фичи и проекты
Низкое
качество
Доводка на ходу
Слайд 37Анти-Code&Fix
Системное мышление важнее навыков пожаротушения
Ответственность лучше скорости реакции на проблему
Самоорганизация лучше поиска
виновного
Умножение знаний в организации лучше глубокой специализации
Слайд 38Внедрение Agile в Code&Fix
Относительно высокая заинтересованность разработчиков
Проблемы с Vision
Проблемы с управлением требованиями
Слайд 39Еще один ScrumButt
У нас Scrum, но
Мы бросаем одни фичи и начинаем
новые
К началу итерации требования на нее не готовы
Время от времени вбегает владелец порулить в «ручном» режиме
Порулив, убегает с криками «как же мне не нравится рулить!»
Слайд 40Процесс
Факапы случаются
Придумываются правила
Правила не соблюдаются
Слайд 41Потому что первым нарушителем становится сам босс
Слайд 42Юность
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 43Что происходит
Компания растет, и у владельца не хватает времени и сил удержать
управление целиком в своих руках
Слайд 44Правил нет, ответственности не определены
Факапов становится все больше
Становится очевидно, что
Правила надо
придумать
Правила надо соблюдать
И владелец компании не может этого обеспечить
Слайд 45Мистер «Профессиональный менеджер»
Слайд 46Менеджер
Administrative
Правила
Регламенты
Приоритеты
ROI
Планы
Должности и роли
Слайд 47Профессиональный менеджер:
«Мы не будем этого делать!»
Слайд 48Профессиональный менеджер:
«…определим приоритеты»
«…сосредоточимся на одном проекте»
«…сначала сформулируем, чего мы хотим»
«…посчитаем экономическую «эффективность»
«…определим
правила и регламенты»
«…разграничим ответственность»
Слайд 49Профессиональный менеджер
«А какая у нас прибыль?»
Смена ориентации от сбыта и продукта к
прибыли
Слайд 50Сотрудники:
«Нам не нравится этот тип, он не похож на нас»
«Он разрушает моральный
климат»
«Он рушит все, что мы создали»
«Он не понимает, как работает компания»
Слайд 51Владелец
«Если бы я был таким занудой, компания бы не достигла таких успехов!»
Слайд 53Кризис
По Адизесу, кризис заключается в противоречии роли Entrepreneur и Administrator
Слайд 54Разработка
Все тот же Code&Fix
Все также владелец приходит «помочь» команде
Профи-менеджер поддержит любой способ
сосредоточиться на небольшом количестве проектов
Слайд 55Профессиональный менеджер:
«Agile подойдет!»
Слайд 56Профессиональный менеджер:
«Нам нужен Product Backlog»
«Нам нужны приоритеты»
«Нам нужны приемочные тесты»
Слайд 57Дон Кихот: “Это не Agile!”
Правил и документов становится больше
Дон Кихот:
«Но ведь
Agile - снижение уровня документации!»
Слайд 58Дон Кихот начинает борьбу и проигрывает
Слайд 59Рассвет
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 60Что происходит
Владелец отходит в сторону от прямого управления компанией
Он занимает роль Entrepreneur
Компания
продолжает расти
Слайд 61Роль
Integral
Культура родственности, взаимозависимости
Фокусирование на общей цели
Взаимная поддержка
Командная работа
Слайд 62Рассвет
Процесс управления институализирован
Все понимают и разделяют цели
Четкая приоритезация
Хорошая внутренняя организация
Слайд 63Культура
Видение
Ценности
Ответственность
Правила и регламенты, в том числе неписанные
Здоровая культура принятия решений
Управление знаниями
Слайд 64Лидерство
Ответственность
Полномочия
Принятие риска
Системный подход
Обратная связь
Открытость
Слайд 65«Если вы находитесь в состоянии Рассвета, то изменения будут работать на вас,
и вы обгоните своих конкурентов»
И. Адизес
Слайд 66Лидерство
Ориентация на прибыль, а не сбыт
То есть - фокус на долгосрочную эффективность
Слайд 67Разработка
Code&Fix с правилами или разновидность «Waterfall с человеческим лицом»
Менеджеры активно ищут эффективные
способы разработки
Компания рассматривает Agile как одну из альтернатив
Слайд 68Компания выбирает Agile
Компания рассматривает внедрение Agile как полноценный проект
Слайд 70Интеграция
… внутри компании
…с заказчиками
… инвесторами
… сообществами
Люди мотивированы и заинтересованы работать в таких
компаниях
Слайд 71Аристократизм, Салем-Сити, Смерть
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 72Что происходит
Денег много
Сотрудники удовлетворены достигнутым положением
Постоянное снижение ожиданий
Слайд 73Культура
Ошибки наказываются
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Осторожность
Продуманность
Избегание риска
Слайд 74Лидерство
Акцент на форму
Бюрократизм
Снижение гибкости
Слайд 75Разработка
Царство «классического» водопада
Слайд 77Трудности преодоления водопада
Люди боятся писать код (у нас нет спецификаций!)
Не умеют декомпозировать
фичи
Не умеют взаимодействовать
Понимают важность авто-тестов
Умеют тестировать, хорошо работают с требованиями
Слайд 78Закат
Ухаживание
Младенчество
Давай-Давай
Юность
Ранний рассвет
Поздний рассвет
Закат
Аристократизм
Салем-сити
Бюрократизм
Смерть
Слайд 79Аристократизм
Закрываем глаза на потерю доли рынка
Делаем вид, что все хорошо
Надеемся, что все
само собой образуется
Слайд 80Разработка
Проектная команда большую часть времени ничего не делает
Работа в основном заключается в
перекладывании бумаг и создании отчетов
Слайд 81Все хорошие разработчики давно покинули компанию
Слайд 82Внедрение Agile
Основная трудность – кадровая :-)
Слайд 83Салем-сити
Проблемы игнорировать невозможно
Поиск козла отпущения
Слайд 84Итоги
Культура компании отличается на разных стадиях ее развития
Культура в сильной степени определяет
процесс разработки ПО
При внедрении Agile нужно учитывать культуру организации