Внутренняя и внешняя диалогичность современнойбиблейской проповеди

Содержание

Слайд 2

«Традиционное» представление о речевой коммуникации:


АВТОР
ТЕКСТА

АДРЕСАТ ТЕКСТА

ТЕКСТ

«Традиционное» представление о речевой коммуникации: АВТОР ТЕКСТА АДРЕСАТ ТЕКСТА ТЕКСТ ПРОПОВЕДНИК СЛУШАТЕЛЬ
ПРОПОВЕДНИК

СЛУШАТЕЛЬ

ПРОПОВЕДЬ

Привычное представление верующих людей:

Слайд 3

Основной закон текстообразования - это диалогичность текста

Проповедник
Активный
автор

Слушатель
Пассивный
автор

ОЖИДАНИЯ

ТЕКСТ ПРОПОВЕДИ

Основной закон текстообразования - это диалогичность текста Проповедник Активный автор Слушатель Пассивный автор ОЖИДАНИЯ ТЕКСТ ПРОПОВЕДИ

Слайд 4

Гомилетический треугольник

Предмет проповеди

Субъект
проповеди
(Проповедник)

Объект
Проповеди
(верующий
или интересую-
щийся человек

Гомилетический треугольник Предмет проповеди Субъект проповеди (Проповедник) Объект Проповеди (верующий или интересую- щийся человек

Слайд 5

Базовые определения видов диалогичности проповеди

1. Внешняя диалогичность
Внешняя диалогичность проповеди основывается на

Базовые определения видов диалогичности проповеди 1. Внешняя диалогичность Внешняя диалогичность проповеди основывается
симметричных модусных сферах: сфера субъекта речи и сфера объекта речи: «я»-сфера и «ты»-сфера.
Местоимения я и ты в данном случае указывают на исполнителя роли в разыгрываемой речевой драме, на исполнителей ролей речевого действия.

Слайд 6

2. Внутренняя диалогичность

В состав проповеди практически всегда включаются высказывания, принадлежащие другому

2. Внутренняя диалогичность В состав проповеди практически всегда включаются высказывания, принадлежащие другому
лицу (или самому проповеднику, но произнесенные им ранее). Они называются условно «чужой речью». Такая смена источника информации или точки зрения в монологической речи является сигналом внутренней диалогичности текста.

Слайд 7

Пример внешней диалогичности текста проповеди:

Дн 17:22 и далее:
И, став Павел среди ареопага, сказал:

Пример внешней диалогичности текста проповеди: Дн 17:22 и далее: И, став Павел
Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

Слайд 8

Мф. 5:21, 27, 31 и т.п.
Вы слышали, что сказано древним:не убивай, кто

Мф. 5:21, 27, 31 и т.п. Вы слышали, что сказано древним:не убивай,
же убъет, подлежит суду.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать … .

Пример внутренней диалогичности текста проповеди:

Слайд 9

Основная проблема современных проповедников Евангелия – доминанта внутренней диалогичности над внешней диалогичностью

Основная проблема современных проповедников Евангелия – доминанта внутренней диалогичности над внешней диалогичностью

В чем это выражается?
В непонимании насущных проблем адресата проповеди.
В невладении возможными речевыми жанрами проповеди.

Слайд 10

Определение речевого жанра

Речевой жанр - это такой вид речевого произведения, который

Определение речевого жанра Речевой жанр - это такой вид речевого произведения, который
характеризуется относительной устойчивостью тематических, композиционных и стилистических характеристик.

Слайд 11

Традиционная классификация проповедей:

1. нравоучительная гомилия, существовавшая до III в. и возникшая

Традиционная классификация проповедей: 1. нравоучительная гомилия, существовавшая до III в. и возникшая
вопреки апостольской проповеди;
2. изъяснительная гомилия, представлявшая собой толкование Священного Писания в виде церковного поучения, обязанная своим появлением богословской и проповеднической деятельности Оригена в III в.;
3. догматическое слово – тип проповеди, получивший распространение в IV в с распространением ересей и расширением сферы христианства;
4. апологетическое слово – тип проповеди, связанный с развитием противорелигиозной философии в IV в.;
5. нравообличительная проповедь, существующая с IV в. и направленная против языческих пороков;
6. похвальные слова, возникшие как самостоятельный тип с IV в.;
7. надгробные речи – типы проповеди, появившиеся с IV в.;
8. патриотическая проповедь, получившая распространение в посленикейский период с V в.;
9. социальная проповедь, сложившаяся к XIX в.

Слайд 12

Современные классификации проповедей
В современной гомилетике проповеди классифицируются по 6 основаниям:
1. по

Современные классификации проповедей В современной гомилетике проповеди классифицируются по 6 основаниям: 1.
времени;
2. по месту произнесения;
3. по адресату;
4. по содержанию;
5. по цели;
6. по форме или способу изложения.

Слайд 13

Рассмотрим классификации по адресату, содержанию и цели. 1. Классификация по адресату.

По адресату проповеди

Рассмотрим классификации по адресату, содержанию и цели. 1. Классификация по адресату. По
разграничиваются на монастырские, мирские и миссионерские. Монастырские проповеди предназначены для братства обители. Возникновение этого типа проповедей относят к XI в. и связывают с открытием первого на Руси Киево-Печерского монастыря. Мирские проповеди адресованы верующим, собравшимся на богослужение в храме или слушающим слово пастыря за его пределами. Миссионерские проповеди обращены к людям невоцерковленным, «не входящим в лоно Церкви».

Слайд 14

2. Классификация по содержанию.

По содержанию выделяется три типа проповедей.
К первому типу

2. Классификация по содержанию. По содержанию выделяется три типа проповедей. К первому
относятся проповеди, в которых истолковываются тексты Священного Писания. Это экзегетические (от греч. eksegeomai 'изъяснять', 'истолковывать') проповеди.
Проповеди второго типа получили название литургических, поскольку представляют собой толкование значения какого-либо праздника, чина, иконы и т.п. Разновидностью второго типа считается проповедь панегирическая, обычно посвящаемая знаменательной церковной дате или событию государственной важности. Обычно такая проповедь отличается торжественной приподнятостью стиля.
В третий тип объединены проповеди-наставления, в основе которых лежит особый повод, не связанный с местом в Библии либо церковным праздником.

Слайд 15

3. Классификация по цели.

По цели различаются проповеди кериптические (от греч. kirusso 'провозглашать',

3. Классификация по цели. По цели различаются проповеди кериптические (от греч. kirusso
'возвещать'), катехизические (от греч. katexeo ‘обучать’, ‘наставлять’), догматические и нравоучительные.
Крептические проповеди – это проповеди миссионерские, которые создаются для обращения в Христианство язычников и иноверцев.
Катехические проповеди имеют целью просвещение новообращенных и представляют собой наставление неофитов в христианской вере. Такие проповеди содержат упрощенное и общепонятное объяснение катехизиса.
В догматических проповедях основное внимание пастыря сосредоточено на раскрытии христианских догматов – богооткровенных истин, которые содержат учение о Боге и отношении Его к миру и к человеку.
Нравоучительные проповеди представляют собой разъяснение нравственных аспектов Православия и Христианства, основ христианской морали.

Слайд 16

4. Классификация по способу или форме.

Проповеди делятся на аналитические и синтетические.
Аналитические

4. Классификация по способу или форме. Проповеди делятся на аналитические и синтетические.
проповеди представляют собой глубинный пословный анализ фрагмента библейского текста, молитвы или авторской формулировки темы, которая лежит в основе пастырского слова.
К аналитическим проповедям относится проповедь-поучение или простая гомилия. Проповедник, последовательно изъясняя положенный в основу своей духовной речи текст, сохраняя монологичность, вступает в невербализованный диалог со своим адресатом. В данном типе на первый план выступает выразительность убеждения (от мягкого наставления до назидания и втолковывания). Такая проповедь, являясь аналитическим рассуждением, чаще всего характеризуется диалогической или вопросно-ответной формой.
Имя файла: Внутренняя-и-внешняя-диалогичность-современнойбиблейской-проповеди.pptx
Количество просмотров: 106
Количество скачиваний: 0