Восприятие (перцепция)

Содержание

Слайд 2

Восприятие (перцепция) – отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности

Восприятие (перцепция) – отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности
их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Слайд 3

Физиологические основы восприятия

Восприятие - рефлекторный физиологический процесс.
И.П. Павлов показал, что в

Физиологические основы восприятия Восприятие - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что
основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

Слайд 4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ
аналитический тип восприятия
синтетический тип восприятия

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

Слайд 5

Свойства восприятия:

Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Свойства восприятия: Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам

Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Слайд 6

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее

Свойства восприятия: Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с
активность человеческого восприятия.

Слайд 7

Свойства восприятия:

Свойства восприятия:

Слайд 8

Свойства восприятия:

Свойства восприятия:

Слайд 9


Целостность восприятия - образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Свойства восприятия:

Целостное

Целостность восприятия - образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура

Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка

Слайд 10

По рзелульттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнения, в кокам пряокде

По рзелульттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнения, в кокам пряокде
рсапожолены бкувы в солве.
Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм.
Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, все солво цликеом

Свойства восприятия:

Слайд 11

Свойства восприятия:

Свойства восприятия:

Слайд 12

Свойства восприятия:

Свойства восприятия:

Слайд 13

Правила группировки частей в целостный образ:

Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с

Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся
одинаковой скоростью
и по одной траектории, воспринимается целостно.
Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе.
Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Слайд 14

Свойства восприятия:

Константность восприятия - относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от

Свойства восприятия: Константность восприятия - относительное постоянство формы, величины и цвета предмета,
изменений условий восприятия.
Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.
Структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять  воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психич. деятельности человека, в свою очередь являющихся результатом отражения действительности на основе обществ. практики.

Слайд 15

Свойства восприятия:

Иллюзия - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную

Свойства восприятия: Иллюзия - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию
интерпретацию

Слайд 16

Свойства восприятия:

Свойства восприятия:

Слайд 19

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 23

Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и

Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и
явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Слайд 25

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

Слайд 26

Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и

Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и
отношениях

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА
ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ
ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ
ОПОРА
НА ЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМНОСТЬ
ОБОБЩЕННОСТЬ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

Слайд 27

Процессы мышления

АНАЛИЗ

СИНТЕЗ

СРАВНЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Процессы мышления АНАЛИЗ СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ АБСТРАКЦИЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ

Слайд 28

Качества мышления

самостоятельность

критичность

быстрота

глубина

гибкость

Качества мышления самостоятельность критичность быстрота глубина гибкость

Слайд 29

Формы мышления

Понятие
Мысль, в которой отражаются общие и притом существенные признаки.
Выражено в

Формы мышления Понятие Мысль, в которой отражаются общие и притом существенные признаки.
слове
Суждение
Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается
Утвердительное
Отрицательное
Истинное
Ложное
Единичное
Частное
Общее
Умозаклю-чение
На основе 2 и более суждений делается новое суждение – вывод
Индуктивное
Дедуктивное

Ощущения
Образы восприятия
Единичные представления
Общие представления
Понятие

Слайд 30

Виды мышления

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Виды мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое

Слайд 31

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ

Слайд 32

Запомни!

Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал,

Запомни! Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек
делал или переживал.

Помнишь?

Запамятовал ☹

В беспамятстве

Опомниться

Рыться в памяти

Памятка

или ПАМЯТИ?

Вспоминай…

Слайд 33

Процессы памяти
Запоминание – закрепление прежде воспринятого
Непроизвольное –
Механическое
Произвольное –
Логическое
Сохранение –
процесс

Процессы памяти Запоминание – закрепление прежде воспринятого Непроизвольное – Механическое Произвольное –
активной переработки, систематизации и обобщения полученных знаний
Воспроизведение –
восстановление прежде воспринятого
Забывание –
невозможность воспроизвести запоминаемый материал

Слайд 34

Типы памяти

Запоминание того, что видел

Запоминание того, что слышал

Запоминание прикосновений

Типы памяти Запоминание того, что видел Запоминание того, что слышал Запоминание прикосновений

Слайд 36

Виды памяти

По объекту запоминания

Двигательная
Образная
Эмоциональная
Словесно-логическая

По способам запоминания

Произвольная
Непроизвольная

По длительности хранения

Долговременная
Кратковременная
Оперативная

Виды памяти По объекту запоминания Двигательная Образная Эмоциональная Словесно-логическая По способам запоминания

Слайд 37

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ При запоминании материала лучше всего воспроизводить его
или конец («эффект края»).
Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

Слайд 38

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

Слайд 39

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки
материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Слайд 40

Функции воображения

Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
Регулирование

Функции воображения Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая
эмоциональных отношений.
Формирование внутреннего плана человека.
Планирование и программирование деятельности.
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Слайд 41

Свойства воображения:

Обобщенность
Целостность
Определение общественной природы человека

Роли воображения:

Познавательная
Эвристическая = творческая
Прогностическая
Планирующая

Свойства воображения: Обобщенность Целостность Определение общественной природы человека Роли воображения: Познавательная Эвристическая = творческая Прогностическая Планирующая

Слайд 42

Виды воображения

По степени волевых усилий

По степени активности

произвольное

Непроизвольное

активное

пассивное

воссоздающие
творческое
мечта

грёзы

дремотные
состояния

Виды воображения По степени волевых усилий По степени активности произвольное Непроизвольное активное

Слайд 43

Механизмы воображения

Аналогия – создание новых предметов на основе сходства с чем-либо или

Механизмы воображения Аналогия – создание новых предметов на основе сходства с чем-либо
кем-либо.
Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
Акцентирование – подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Слайд 44

Агглютинация

Агглютинация

Слайд 45

Гиперболизация

Гиперболизация

Слайд 46

Аналогия

Аналогия

Слайд 47

Схематизация

Схематизация

Слайд 48

Акцентирование

Акцентирование
Имя файла: Восприятие-(перцепция).pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0