Выразительные средства живописи. Перспектива, формат, ритм

Содержание

Слайд 2

В этой презентации будет 3 цвета:
Чёрный цвет – для записи в тетрадь.
Бирюзовый

В этой презентации будет 3 цвета: Чёрный цвет – для записи в
– для чтения.
Красный – для ответов на вопросы письменно.

Слайд 3

Перспектива – (от лат. perspicio –
«ясно вижу насквозь») –
система изображения

Перспектива – (от лат. perspicio – «ясно вижу насквозь») – система изображения
пространства и объёмных тел на плоскости.

Перспектива – это средство передачи трёхмерного мира на двухмерной плоскости картины.

Слайд 4

Перспектива бывает:
Линейная (прямая): создаёт иллюзию (ощущение) пространственной глубины в картине.

Перспектива бывает: Линейная (прямая): создаёт иллюзию (ощущение) пространственной глубины в картине. Все

Все линии картины сходятся в одной
точке на горизонте.
Предметы уменьшаются по мере удаления.

Слайд 5

Можно зарисовать в тетрадь.

Можно зарисовать в тетрадь.

Слайд 6

Майндерт Хоббема. «Аллея в Миддельхарнисе»

Майндерт Хоббема. «Аллея в Миддельхарнисе»

Слайд 7

А.Г. Венецианов. "Гумно".

А.Г. Венецианов. "Гумно".

Слайд 8

Воздушная: передаёт удалённые предметы, смягчая их очертания и уменьшая яркость цвета.

Далёкие предметы

Воздушная: передаёт удалённые предметы, смягчая их очертания и уменьшая яркость цвета. Далёкие
мы не можем видеть также отчётливо, как близкие. Они выглядят расплывчато. Когда мы смотрим на далёкие горы, то они выглядят синими, хотя на них растёт зелёный лес.
Огромный слой воздуха изменяет контуры и цвета.

Слайд 9

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда).

Ф.С. Рокотов.
Портрет А.П. Струйской

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда). Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской Леонардо
впервые изобразил воздушную дымку в картинах.

Слайд 10

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге

Линейная и воздушная перспектива могут сочетаться в

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге Линейная и воздушная перспектива могут сочетаться в одной картине.
одной картине.

Слайд 11

Обратная: противоположна линейной.
Точка схода линий – глаз зрителя. Нет иллюзии глубины.

Обратная: противоположна линейной. Точка схода линий – глаз зрителя. Нет иллюзии глубины.
Наоборот, изображение максимально приближается к зрителю, как будто опрокидывается на него. Предметы, написанные в обратной перспективе, как будто распластываются по поверхности картины.

Слайд 12

Феофан Грек. Успение Богоматери. XIV в.

Обратная перспектива используется в иконах. Икона изображает

Феофан Грек. Успение Богоматери. XIV в. Обратная перспектива используется в иконах. Икона
мир небесный, божественный. Там, наверное, всё иначе.
Вот и решили использовать ДРУГУЮ перспективу.
Всё НАОБОРОТ: линии не сходятся, а расходятся.
Нет линии горизонта.

Слайд 13

П. Сезанн. Персики и груши. 1890 г.

Некоторые художники конца 19 и

П. Сезанн. Персики и груши. 1890 г. Некоторые художники конца 19 и
20 века использовали обратную перспективу в картинах. Например, здесь предметы изображены и сбоку и сверху одновременно.

Слайд 14

Ритм – чередование каких-либо элементов с определённой частотой и последовательностью.
Чередующиеся формы

Ритм – чередование каких-либо элементов с определённой частотой и последовательностью. Чередующиеся формы
могут быть одинаковыми (колонны древнегреческого храма) или похожими (склонённые головы, аллея деревьев). Ритм «работает» на композицию, делая её спокойной или динамичной.

Слайд 15

А. Дейнека. Оборона Петрограда

В нижней части картины люди идут на войну. Их

А. Дейнека. Оборона Петрограда В нижней части картины люди идут на войну.
фигуры и ружья создают чёткий, бодрый ритм. Так мы чувствует их силу и решительность. На мосту люди возвращаются в фронта. Они идут не в ногу: уставшие, раненые. За счёт разных ритмов художник показал жестокую суть войны.

Слайд 16

Ритм может быть разным. Например, у Ван Гога «пульсирующий» ритм звёзд. Кажется,

Ритм может быть разным. Например, у Ван Гога «пульсирующий» ритм звёзд. Кажется,
что они то загораются, то гаснут.

Винсент Ван Гог. Звёздная ночь. 1889 г.

Слайд 17

Андрей Рублёв. Троица. XV в.

Ритм может быть не только в фигурах и

Андрей Рублёв. Троица. XV в. Ритм может быть не только в фигурах
предметах.
Может быть ритм линий и цветовых пятен.
Склонённые головы ангелов, их руки и подножия кресел, гора и дерево – создают ритм круговых линий.

Слайд 18

Формат – форма внешних контуров изображения.

Прямоугольный горизонтальный:
для повествовательных сюжетов, последовательного рассмотрения

Прямоугольный

Формат – форма внешних контуров изображения. Прямоугольный горизонтальный: для повествовательных сюжетов, последовательного
вертикальный:
для сюжетов торжественных, напряжённо драматичных

Тондо – круглый формат.
Ощущение покоя, замкнутость композиции.

Квадрат.
Чувство покоя и уравновешенности.

Слайд 19

И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу

И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу

Слайд 20

В.А. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой.

В.А. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой.

Слайд 21

Рафаэль. Мадонна в кресле. XVI в.

Рафаэль. Мадонна в кресле. XVI в.

Слайд 22

Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем

Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем

Слайд 23

Задание:
На картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды» побеждённые голландцы передают победителям – испанцам

Задание: На картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды» побеждённые голландцы передают победителям –
ключ от крепости Бреда.

Определите формат картины.
Определите вид перспективы.
Найдите ритм. В чём он заключается? Как ритм помогает понять смысл картины?
Посмотрите картину крупно на следующем слайде.