Слайд 2Вышивка
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших.
Слайд 3Вышивка
Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
Слайд 4Вышивка
К птице как символу Солнца примыкает появившаяся в русской вышивке в XI
веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была заимствована из искусства Византии - в нем павлин был одним из любимых мотивов.
Слайд 5Вышивка
Изображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом.
Слайд 6Вышивка
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном
мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Слайд 7Вышивка
Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах и одежде
в приморских районах севера России связано с почитанием лебедя.
Слайд 8Вышивка
Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами как символ
женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин детородного возраста.
Слайд 9Вышивка
Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто "курица с
цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких мелких птиц внутри одной большой. И тот, и другой вариант безошибочно читается как заклятие на многочадие.
Слайд 10Вышивка
Довольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной, строчевой вышивке:
на концах полотенец, подолах рубах.