Хлеб - соль

Содержание

Слайд 2

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в
новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу…

Слайд 3

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно
жертвоприношению, —

«Без хлеба – смерть, без соли — смех» Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению,
обращение
к Всевышнему, беседа с Богом.
Отсюда не только почтительное и
трепетное отношение к пище, но и
ее сакрализация.
Для охотника священна туша
убитого зверя, для скотовода – мясо
домашнего скота, для земледельца –
основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Слайд 4

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове
хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда. Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Слайд 5

Какое застолье без хлеба-соли! А какая
свадьба без них! Свадебный каравай
с

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с
солонкой – пожелание благополучия,
богатства и полноты, а также защита
от враждебных сил и влияний,
которым столь подвержены жених
и невеста во время перехода из
одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время
строительного обряда дома и новоселья.
Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

Слайд 6

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И

«Божий дар» Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии.
одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет

крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

Слайд 7

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и
неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

Слайд 8

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб,

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб,
часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения

стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

Слайд 9

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью,
оказывалось не менее пристальное

«Без соли и стол кривой» Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее

внимание. Рассыплется соль – к беде,
ссоре, ведь соль – символ верности,
дружбы, постоянства. А если
передавали соль другому через стол,
необходимо было громко рассмеяться,
чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Слайд 10

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние,

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние,
с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

Слайд 11

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом
можно было отсыпать
немного соли на скатерть.
Однако ни в коем случае нельзя
было обмакивать хлеб
в солонку, потому что «только
Иуда в солоницу хлеб макал».
Запрет брать соль из солонки руками
также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или «цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Слайд 12

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские
чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
Имя файла: Хлеб---соль.pptx
Количество просмотров: 109
Количество скачиваний: 0