Слайд 2Содержание
1) Хохлома
2) История
3) Центры
4) Технология
1. На изготовку «бельё»
2. На роспись
«белья»
3. Сушка
Слайд 3Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 4ИСТОРИЯ
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги,
в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Слайд 5В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где
находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).
Слайд 6Технология хохломской росписи делится на 3 этапа:
1) На изготовку «бельё» (неокрашенные изделия)
2)
На роспись «белья»
3) Высушка
Слайд 7
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «БЕЛЬЯ»
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то
есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Слайд 8
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют
мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа». Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
Слайд 9 Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок)
и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;