Храм святой Софии в Стамбуле

Содержание

Слайд 2

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой Софии

Постройка храма, его размеры и украшения

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой Софии Постройка храма, его размеры и
производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего него сразу же стали складываться легенды и мифы.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом.
Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Слайд 3

храм Соломона в Иерусалиме

Храм Святой Софии был самой пышной византийской постройкой и

храм Соломона в Иерусалиме Храм Святой Софии был самой пышной византийской постройкой
гордостью императора Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 г., он подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, быстро прошел до середины собора и, подняв руки кверху, воскликнул: «Слава Богу, Который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!».

Слайд 4

Храм был выстроен по плану архитекторов Анфимия из Трала и Исидора из

Храм был выстроен по плану архитекторов Анфимия из Трала и Исидора из
Милета.
В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Продольная часть крестовокупольной формы - это трехнефная базилика длиной 81 м и шириной 75 с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Высота здания составляет 55,6 м с центральным куполом 32,9 м. в диаметре.

Слайд 5

Особенно поражает своими размерами и красотой купол.
Снаружи гигантский купол как бы

Особенно поражает своими размерами и красотой купол. Снаружи гигантский купол как бы
вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола.
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления (распора) купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Поэтому стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».

Слайд 6

У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий

У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий
свет южного солнца, и, таким образом, громадный купол, вознесенный на головокружительную высоту, кажется невесомым, парящим в воздухе, так как четыре столба, предназначенных для опоры купола, выложенных из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами - скрыты от зрителя. Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают купол от нижней части храма.

Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити».
В эпоху Средневековья существовала легенда о том, что купол Святой Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы его поддерживают.

Слайд 7

порфировые колонны из храма солнца в Бальбеке

107 колонн из малахита и

порфировые колонны из храма солнца в Бальбеке 107 колонн из малахита и
египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф.

Прокопий Кесарийский пишет об интерьере храма: «Кто оценил великолепие колонн и мраморов, которые украшают храм? Кажется будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа»

Слайд 8

Полы и стены храма украшали редкие по красоте разноцветные композиции из мрамора,

Полы и стены храма украшали редкие по красоте разноцветные композиции из мрамора, порфира и яшмы.
порфира и яшмы.

Слайд 9

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега.

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега.
Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени.

Слайд 10

Вестибюль
воинов

В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо

Вестибюль воинов В обычные же дни государь попадал в собор по специальному
из Большого дворца. Попадаешь в сводчатый коридор, который называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана.

Слайд 11

Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии

Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии

Слайд 12

император Лев VI Мудрый, на коленях кающийся перед Христом

На тимпане Царских врат

император Лев VI Мудрый, на коленях кающийся перед Христом На тимпане Царских
Мозаика изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

Слайд 13

Вход на хоры

По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем

Вход на хоры По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем
паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было светское место.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры - в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус.

Слайд 14

Врата рая или врата ангелов

Врата рая или врата ангелов

Слайд 15

Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Слайд 17

Иоанн Комнин и его жена Ирина

Иоанн Комнин и его жена Ирина

Слайд 18

Деисус

Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений

Деисус Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных
византийского искусства) -

Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. "Деисус" означает "моление": Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.

Слайд 19

Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды

Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды

Слайд 20

Портрет султана Мехмеда II Фатиха. Паоло Веронезе

В 1453 году Константинополь был

Портрет султана Мехмеда II Фатиха. Паоло Веронезе В 1453 году Константинополь был
завоёван султаном Мехмедом II, а церковь Святой Софии была превращена в мечеть. После пристройки к храму четырёх минаретов, христианская церковь была превращена в мусульманскую мечеть, названную Айя-София.

Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей. Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота христианского храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Великолепные мозаики не испортить, а всего лишь замазать известью.

Храм Святой Софии в Османский период

Слайд 21

В османский период мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные

В османский период мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные
росписи соскоблены, крестообразные засовы над двустворчатой дверью расклёпаны.

Слайд 22

Интерьер храма Святой Софии в Османский период

Интерьер храма Святой Софии в Османский период

Слайд 23

Надписи арабской каллиграфии

Декор храма исламского периода - это прежде всего четыре

Надписи арабской каллиграфии Декор храма исламского периода - это прежде всего четыре
огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них - по правую сторону михраба - Аллах, по левую - Мухаммед, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми крупными образцами арабской каллиграфии и самыми выдающимися надписями исламского мира.

Слайд 24

Михраб, расположенный в апсиде

В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша - михраб

Михраб, расположенный в апсиде В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша -
в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе

Слайд 25

Минбар, откуда имам читает проповеди

Минбар, откуда имам читает проповеди

Слайд 26

ложа султана

ложа султана

Слайд 27

Султан Абдул-Меджид (сер. XIX в.), пожелал очистить и обновить храм. Для реставрации

Султан Абдул-Меджид (сер. XIX в.), пожелал очистить и обновить храм. Для реставрации
были приглашены итальянские братья-архитекторы Фоссати. Труды обновления продолжались два года и были успешно завершены.

Султан Абдул-Меджид

Каспар Фоссати

Части здания, наиболее пострадавшие от времени, были перестроены; свинцовая крыша починена, купол освобожден от четырех тяжелых подпорок и опоясан двойным железным поясом, тринадцать колонн на хорах, вышедших со своих мест от давления сводов, выпрямлены. Внутренность храма была отчищена от копоти и грязи. Были также восстановлены несколько мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации они были снова замазаны мусульманами...

Слайд 28


Кемаль Ататюрк

В 1935 году первый президент Турции Кемаль Ататюрк издал

Кемаль Ататюрк В 1935 году первый президент Турции Кемаль Ататюрк издал декрет,
декрет, по которому Айя-София получила статус музея, после чего были счищены слои штукатурки, скрывавшие великие древние мозаичные образы - шедевры византийских мастеров..

Слайд 29

Храм св. Софии называли «чудом из чудес», даже воспевали в стихах. Когда

Храм св. Софии называли «чудом из чудес», даже воспевали в стихах. Когда
русские послы князя Владимира увидели это великолепие, то воскликнули: «Мы не помним себя, где стоим – на небе или земле!». Кто знает, не будь Айя Софии, стала бы Русь православной страной?
Стихотворение Осипа Мандельштама «Айя-София» написано в 1912 году. Мандельштам не бывал в Константинополе и не видел храма Святой Софии, но в это верится с трудом, прочитывая торжественную ритмику его строк предельно точно передающих впечатление от величественной архитектуры.

Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Имя файла: Храм-святой-Софии-в-Стамбуле.pptx
Количество просмотров: 699
Количество скачиваний: 8