Художественные особенности в Лирике Лермонтова

Содержание

Слайд 2

Художественные особенности в лирике Лермонтова

Лермонтов - самый яркий представитель романтизма в русской

Художественные особенности в лирике Лермонтова Лермонтов - самый яркий представитель романтизма в
поэзии. Для лирики Лермонтова свойственна двойственность в восприятие мира. В душе Лермонтова был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. Во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Слайд 3

Оглавление

Термины
Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта
Анализ стихотворения
Молитва
Я не унижусь пред

Оглавление Термины Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Анализ стихотворения Молитва
тобой…
К другу В.Ш. (До лучших дней!..)

Слайд 4

Термины:

Психологический роман
Петербургская повесть
Кольцевая композиция
Тема
Мотив
Различие между темой и мотивом
Лирический герой
Различие между автором и

Термины: Психологический роман Петербургская повесть Кольцевая композиция Тема Мотив Различие между темой
лирическим героем

Слайд 5

Психологический роман

Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего

Психологический роман Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего
человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Например, такие романы как «Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова

Слайд 6

Петербургская повесть

Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных русскими писателями и

Петербургская повесть Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных русскими писателями
объединенных общим местом действия — Санкт-Петербургом.
Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя («Нос», «Шинель», «Невский проспект») и Пушкина («Медный всадник»).

Слайд 7

Кольцевая композиция

Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний

Кольцевая композиция Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний
эпизод обращается к первому или просто повторяет его. Таким образом, текст как бы "закольцовывается". Например, в произведении Гоголя «Мертвые души».

Слайд 8

Тема

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо

Тема Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет
произведения, рассуждения или изложения. Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем и спаянных воедино авторским замыслом. Например, тема в романе И.А.Гончарова «Обломов» - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 9

Мотив

Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета, которая определяет дальнейшее развитие

Мотив Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета, которая определяет дальнейшее развитие
произведения или определенной его части, либо служит статической единицей, чаще всего для описания. В поэме Гоголя «Мертвые души» прослеживаются христианский мотив, мотив путешествия.

Слайд 10

Различие между темой и мотивом

Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную

Различие между темой и мотивом Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную
словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (изгнанничество — у Лермонтова)

Слайд 11

Лирический герой

Лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из

Лирический герой Лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий
текста. Другими словами, это лирический образ, сознательно строящийся не как лицо автора, а в соответствии с предназначенной ему «участью». Выражает мысли, чувства автора произведения.

Слайд 12

Различие между автором и лирическим героем

Автор — лирический центр повествования в

Различие между автором и лирическим героем Автор — лирический центр повествования в
романе, создатель. Лирический герой – действующее лицо. Автор отвечает в целом за чувства всех героев, выражает свое отношение к героем и ситуации, лирический герой выражает только свои чувства, эмоции. При этом мнение автора и лирического героя могут расходиться.

Слайд 13

Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта

Лирика Лермонтова отражает душевное состояние

Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Лирика Лермонтова отражает душевное состояние
и духовную жизнь поэта. В его стихотворениях прослеживается связь реальной жизни с его идеалистическими желаниями. По своей сути он максималист, поэтому его стихотворения наполнены неудовлетворенностью от жизни. Жизнь не идеальна. Лермонтову же хочется получить от жизни все в полной мере: всеобъемлющую любовь, непоколебимую дружбу, полноту ощущений.

Слайд 14

Молитва

В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии

Молитва В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии
души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

Слайд 15


«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту.
трудную минуту. Настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения:
И верится, и плачется.
И так легко, легко…
Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых».Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

Слайд 16

Я не унижусь пред тобой…

  В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной

Я не унижусь пред тобой… В произведении речь идёт о разочаровании, о
любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:
Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья!

Слайд 17

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше
не замечал:
Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец!
Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил.     

Слайд 18

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное,

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное,
глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:
Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам.
Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Слайд 19

К другу В.Ш. (До лучших дней!..)

Стихотворение посвящено теме дружбы. Поэт и его

К другу В.Ш. (До лучших дней!..) Стихотворение посвящено теме дружбы. Поэт и
друг Владимир Шеншин давно не виделись. На последней встрече по-видимому каждый из них ждал осуществления планов, счастливых веяний судьбы, лучшей жизни:"До лучших дней!" - перед прощаньем,
Пожав мне руку, ты сказал;
И долго эти дни я ждал,
Но был обманут ожиданьем!..
У каждого из них сложилась своя жизнь. И увы не так как хотелось. Лермонтов жалуется своему другу на свою жизнь:
Мой милый! не придут они,
В грядущем счастия так мало!..
Я помню радостные дни,
Но все, что помню, то пропало.

Слайд 20

Лермонтов рассуждает о своем прошлом, где использует сравнения(«Былое бесполезно нам. Таков

Лермонтов рассуждает о своем прошлом, где использует сравнения(«Былое бесполезно нам. Таков маяк,
маяк, порой ночною над бурной бездною морскою»), затрагивается тема одиночества, тоже используется сравнение, отождествление себя самого(«Когда на лодке, одинокий, несется трепетный пловец»), задумывается о приближении смерти, конца(«И видит - берег недалекий и ближе видит свой конец»).
Наверное, именно после прочтения именно этого стихотворения, задумываешься о назначении друга. Это тот человек, которому можно излить душу и знать, что он поймет. Это знает и Лермонтов.
Имя файла: Художественные-особенности-в-Лирике-Лермонтова.pptx
Количество просмотров: 199
Количество скачиваний: 0