Художественный образ Гоголя

Содержание

Слайд 2

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В.Г.Белинский

Портретов Гоголя не очень много,

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В.Г.Белинский Портретов Гоголя не очень много,
но те, что есть, принадлежат кисти настоящих мастеров: Алексею Венецианову, Александру Иванову, Фёдору Моллеру, другим русским художникам.

Слайд 3

Н.В.Гоголь. Автолитография А.Г.Венецианова

1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

Н.В.Гоголь. Автолитография А.Г.Венецианова 1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе близ
Александр Сергеевич отозвался о них с восторгом: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия!» В этот же год художник Алексей Гаврилович Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет.

Слайд 4

Гоголь на рисунке Пушкина

Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них был

Гоголь на рисунке Пушкина Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них
Пушкин. Его рисунок - явление особой ценности. Выразительность этого остроносого худого лица с тонкими губами огромна. Она под стать большому профессиональному рисунку лаконизмом сведенных воедино черт». Пушкин, тонкий художник-портретист, передал даже без зрачка глаз - серьезную зрелую мысль, и уже без лукавства.
Это совершенно другая личность, чем у Венецианова. Пушкин увидел другого Гоголя.

Слайд 5

Портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г.


В рисунке Петра

Портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г. В рисунке Петра
Каратыгина, художника-любителя, – живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность.

Слайд 6

Эммануил Дмитриев-Мамонтов. Гоголь читает «Мёртвые души», 1839г

в доме друга Пушкина П.В.Нащокина Гоголь читал

Эммануил Дмитриев-Мамонтов. Гоголь читает «Мёртвые души», 1839г в доме друга Пушкина П.В.Нащокина
«Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации. Такого Гоголя мы видим на рисунке московского художника Э.А.Дмитриева-Мамонтова, сделавшего его с натуры в доме Нащокина. Для широкого круга читателей это совсем неизвестный Гоголь.

Слайд 7

Фёдор Моллер. 1812-1875. Н.В.Гоголь

1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой

Фёдор Моллер. 1812-1875. Н.В.Гоголь 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери
портрет русскому художника Ф.Моллеру. В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение».

Слайд 8

А.А.Иванов. Н.В.Гоголь

О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода

А.А.Иванов. Н.В.Гоголь О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного
красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета.

Слайд 9

Печальный насмешник

1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К.И.Рабус запечатлел документально

Печальный насмешник 1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К.И.Рабус запечатлел
точно Гоголя последних дней: он не только состарился, но и внутренне потух...

Слайд 10

Памятник Н.В.Гоголю

1909 г. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему был

Памятник Н.В.Гоголю 1909 г. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему
поставлен памятник работы скульптора Н.А.Андреева. Ныне он стоит у дома, где писатель умер, - на Никитском бульваре

Слайд 11

Барельеф памятника

Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с бронзовыми рельефами

Барельеф памятника Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с бронзовыми рельефами персонажей его произведений.
персонажей его произведений.

Слайд 12

Ю.Анненков. Гоголь.

1915 г. Петроград. Художник-авангардист, сатирик, портретист и сценограф Юрий Анненков, автор

Ю.Анненков. Гоголь. 1915 г. Петроград. Художник-авангардист, сатирик, портретист и сценограф Юрий Анненков,
гротескных портретных шаржей, «любил шутить» и потешаться над зрителем, сохраняя при этом мирискусстническую эстетику, остроумие и грацию. Он обратился и к портрету автора «Носа». И ни символического гротеска самого образа повести, ни гротескности формы и размера реального носа самого Гоголя в его портрете нет. В авторской интонации не проявилось желание потешаться. Профиль рисован с истинно художественной грацией в стиле «Мира искусства»: изысканной красоты гибкая линия черной тушью, не отрываясь от бумаги, обрисовывает без иронии и обострения знаменитый своеобразно-неповторимый профиль Гоголя.
Имя файла: Художественный-образ-Гоголя.pptx
Количество просмотров: 319
Количество скачиваний: 4