Юный экскурсовод: Итоговое занятие. Подведение итогов

Содержание

Слайд 2

Материалы по теме занятия
16.06.2020 14:50 - 16:20
Итоговое занятие. Подведение итогов

Материалы по теме занятия 16.06.2020 14:50 - 16:20 Итоговое занятие. Подведение итогов

Слайд 3

Вот и подошел к концу год. Настало время подводить итоги.
На протяжении

Вот и подошел к концу год. Настало время подводить итоги. На протяжении
этого года мы с вами поговорили о всевозможных аспектах музейной жизни, изучили всю ее подноготную. Нам известны теперь профили музеев: исторический, художественный, естественно-научный и т.д. Мы знаем об условиях существования музеев в современном мире, о том, как им приходится трансформироваться, чтобы удержать интерес избалованной цифровой эпохой публики. Не обделили мы вниманием и техническую сторону бытования музеев: разнообразные системы учета музейных коллекций, музейные компьютерные программы — все нам теперь знакомо.

Слайд 4

Этот год мне хотелось бы завершить замечательными статьями известного советского филолога Дмитрия

Этот год мне хотелось бы завершить замечательными статьями известного советского филолога Дмитрия
Сергеевича Лихачева из сборника «Письма о добром и прекрасном», посвященными отечественной культуре.

Слайд 5

Письмо тридцать седьмое Ансамбли памятников искусства

Каждая страна – это ансамбль искусств. Грандиозным

Письмо тридцать седьмое Ансамбли памятников искусства Каждая страна – это ансамбль искусств.
ансамблем культур или памятников культуры является и Советский Союз. Города в Советском Союзе, сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга.

Слайд 7

Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные

Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные
ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний и немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда так много голландской живописи (это Петр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII и начала XIX века).
А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.

Слайд 9

Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию

Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию
городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Есть такие города и на Украине: Киев, Новгород-Северский, Путивль.
Это традиции Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском...

Слайд 11

Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И

Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И
это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.
В стране существует единство народа, природы и культуры.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

Слайд 13

Письмо сорок первое Память культуры

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим

Письмо сорок первое Память культуры Мы заботимся о своем здоровье и здоровье
за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Слайд 15

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды.
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

Слайд 17

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит
ни малейшему сомнению.
За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи значит, постепенно обогащаться духовно.

Слайд 19

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают...
Ненавязчиво и ненастойчиво входят

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво
впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем...

Слайд 21

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих
родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти.
Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

Слайд 23

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и
хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. [...]

Слайд 25

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не
только велико – оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. [...]
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Слайд 27

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но
нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут.
В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

Слайд 29

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он
истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Слайд 31

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение
должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Слайд 33

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других
или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Имя файла: Юный-экскурсовод:-Итоговое-занятие.-Подведение-итогов.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0