Юрген Хабермас о проблемах языка

Содержание

Слайд 2

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие
Будущее человеческой природы. На пути к

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Будущее человеческой природы. На пути
либеральной евгенике
Философский дискурс современности
Между натурализмом и религией

Слайд 3

Erkenntnis und Interesse. — Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1968
Zur Logik der Sozialwissenschaften. — Frankfurt

Erkenntnis und Interesse. — Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1968 Zur Logik der
am Main, 1970
Theorie des kommunikativen Handelns.
(Bd. 1: Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung;
Bd. 2: Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft.) — Frankfurt am Main, 1981
Erläuterungen zur Diskursethik. — Frankfurt am Main, 1991

Слайд 4

Преимущества парадигмы языка над парадигмой ментализма
Критика метафизики в работах первого поколения Франкфуртской

Преимущества парадигмы языка над парадигмой ментализма Критика метафизики в работах первого поколения
школы – слепота к практическому измерению
Просвещение: преимущества и ограничения

Слайд 5

«Архивы истории социализма и рабочего движения»,
«Журнал социальных исследований»
Хоркхаймер М. с 1931

«Архивы истории социализма и рабочего движения», «Журнал социальных исследований» Хоркхаймер М. с
г
Колумбийский университет в США
После возвращения Адорно и Хоркхаймера из США в 1950 году Франкфуртская школа приобрела известность социологическими работами о студенческом движении

Слайд 6

Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944).
Адорно, Т. Негативная диалектика (1966)
Маркузе, Г. Одномерный человек (1964)

Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944). Адорно, Т. Негативная диалектика (1966)

Слайд 7

Точки схождения с концепцией языка Витгенштейна

Внимание Витгенштейна к имплицитному, дорефлективному пониманию вещей,

Точки схождения с концепцией языка Витгенштейна Внимание Витгенштейна к имплицитному, дорефлективному пониманию
которыми говорящий уже должен обладать, чтобы говорить и действовать,
«Витгенштейн пробил брешь в картине языка, которая предполагала атомизм смысла и внешнюю по отношению к языку позицию говорящего».
Опыт анализа дорефлективного знания

Слайд 8

Хабермас дополняет Витгенштейна, вводя понятие «интереса» и «перформативности»
акты именования или определения уже

Хабермас дополняет Витгенштейна, вводя понятие «интереса» и «перформативности» акты именования или определения
предполагают фоновое понимание, природа которого социальна: «человек забывает, что в языке предполагается значительная сценическая установка»

Слайд 9

«Следование правилу» Витгенштейна, рассмотренная как социальная практика, как социальная норма
Но: любая социальная

«Следование правилу» Витгенштейна, рассмотренная как социальная практика, как социальная норма Но: любая
практика может опираться на этот нормативный элемент, чтобы сделать возможным саморефлексию, но включает в себя возможность таким образом бросить вызов самому себе и подвергнуть любую норму сомнению
Против Канта: идеальное государство не как регулятивная идея, а как эмпирически наблюдаемое пространство спора и отстаивания своих взглядов
Возможность ошибаться и высказывание «от первого лица»

Слайд 10

Прагматизм Витгенштейна и метафора «двери» и «петли» (против беспредпосылочного знания и против

Прагматизм Витгенштейна и метафора «двери» и «петли» (против беспредпосылочного знания и против
скептицизма)
Но: предпосылкой должна выступать общая для всех процедура, а не общий набор знаний

Слайд 11

Просвещение в динамическом ключе – рождение Модерна
Современность характеризуется не только дифференциацией и

Просвещение в динамическом ключе – рождение Модерна Современность характеризуется не только дифференциацией
разногласиями, но и единением вокруг единого понимания разума, который конституируется не содержательно, а процедурно

Слайд 12

Условия, необходимые для свободной дискуссии:

В качестве участников серьезной аргументации мы должны быть

Условия, необходимые для свободной дискуссии: В качестве участников серьезной аргументации мы должны
способными следовать за аргументами и желать подчиняться "силе лучшего аргумента".
Кроме того, мы должны взаимно признавать друг друга в качестве разумных и ошибающихся индивидов.
Мы должны быть достаточно разумными, чтобы обнаружить способность следовать за аргументами, и ошибающимися так, чтобы мы могли учиться на ошибках

Слайд 13

Хабермас полагает, что в европейской культуре взрослые индивиды в принципе способны принимать

Хабермас полагает, что в европейской культуре взрослые индивиды в принципе способны принимать
решения по основным нормативным вопросам с помощью воздействующей на них аргументации.

Слайд 14

Роль дискусcии

Дискурс выступает средством социализации, образования и воспитания, благодаря ему происходит научение,

Роль дискусcии Дискурс выступает средством социализации, образования и воспитания, благодаря ему происходит
повышение компетентности
дискурс втягивает людей в отношение признания, в ходе которого высказывания другого понимаются, рефлексируется, интерпретируются, критикуются, уточняются и, наконец, принимаются или отвергаются
дискурс вынуждает высказывать собственные мнения от первого лица

Слайд 15

«языковые игры» Витгенштейна всего лишь как «эстетические эффекты»
они ориентированы не на решение

«языковые игры» Витгенштейна всего лишь как «эстетические эффекты» они ориентированы не на
социально значимых проблем, а на создание эстетических эффектов, «открывающих глаза»

Слайд 16

Присоединение к концепции «философской герменевтики»
принципиальное методологическое различие между традицией «лингвистического поворота» и

Присоединение к концепции «философской герменевтики» принципиальное методологическое различие между традицией «лингвистического поворота»
концепцией Хабермаса состоит в том, что феноменологический и позитивистский подходы полагаются на возможность принятия наблюдателя или внешней точки зрения, с которой язык может быть объективирован, тогда как герменевтика признает невозможность принятия такой точки зрения.

Слайд 17

Язык как дискурс – акцент коммуникативного ограничения, которое делает возможными рациональную критику

Язык как дискурс – акцент коммуникативного ограничения, которое делает возможными рациональную критику
и взаимное обучение, а именно, что из двух противоположных утверждений только одно может быть правильным.

Слайд 19

Исторические обстоятельства рождения коммуникативных практик в социуме: буржуазные революции, практики эмансипации индивида,

Исторические обстоятельства рождения коммуникативных практик в социуме: буржуазные революции, практики эмансипации индивида,
рожденные в этом историческом контексте
«читательские клубы» как демократическая инициатива
Рождение салонов в эпоху Просвещения

Слайд 20

Исследование языка из горизонта «мира».
Но при этом присоединение к критика «слепоты»

Исследование языка из горизонта «мира». Но при этом присоединение к критика «слепоты»
хайдеггеровского проекта по отношению к социальным обстоятельствам и социально-значимым целям дискуссии (к идеям первого поколения Франкфуртской школы)
Феноменологические идеи: интерсубъективность и понятие «жизненного мира»

Слайд 21

Полемика вокруг статуса герменевтических идей: понимание (Verstehen) как обращенность на содержание символического

Полемика вокруг статуса герменевтических идей: понимание (Verstehen) как обращенность на содержание символического
выражения (представленного в форме текста, речевого акта, социального действия, телесного жеста
Общий момент – интерес к сфере повседневного разговора (у Шлейермахера – проблематика непонимания/понимания) – предрассудки и структуры здравого смысла

Слайд 22

Общее – структура самосознания как условие возможности интерпретации,
Расширительная трактовка рефлексивной структуры

Общее – структура самосознания как условие возможности интерпретации, Расширительная трактовка рефлексивной структуры
определяет методологическую задачу герменевтики как философского размышления о предпосылках и методах гуманитарных и социальных наук

Слайд 23

Различное: условие и методическая проблема понимания – в обеспечении когнитивного доступа к

Различное: условие и методическая проблема понимания – в обеспечении когнитивного доступа к
символическим выражениям Другого.
Расхождение в толковании этого условия – расхождение между Гадамером и Хабермасом

Слайд 24

Поскольку мы обязательно должны полагаться на наше предварительное предметное понимание (точку зрения,

Поскольку мы обязательно должны полагаться на наше предварительное предметное понимание (точку зрения,
познавательный интерес), и поскольку мы обязаны отдавать должное самосознанию Другого (кантовская идея о субъекте как цели, а не как средстве),
то необходимый путь к пониманию принимает форму диалога, в котором Я и Другой стремятся прийти к взаимопониманию по поводу «сути дела».

Слайд 25

Идея Хабермаса о необходимости лингвистического поворота в критической социальной теории (Критической теории),

Идея Хабермаса о необходимости лингвистического поворота в критической социальной теории (Критической теории),
определяемой как теория коммуникативного действия
как наши повседневные речевые практики влекут за собой утверждения о достоверности, которые делают понимание значения зависимым от (более или менее явных) резонов говорящих.

Слайд 26

Методология Хабермаса противостоит идее «онтологического поворота» в герменевтике, который отстаивает Гадамер (опираясь

Методология Хабермаса противостоит идее «онтологического поворота» в герменевтике, который отстаивает Гадамер (опираясь
на Хайдеггера и его идею событийности понимания)
Гегель: от субстанции к субъекту. Гадамер: от субъекта к субстанции
«лингвистико-онтологический идеализм», в котором интерпретативная встреча с традицией становится событием, против которого бессильны сознательные усилия интерпретаторов.

Слайд 27

По Гадамеру значение традиции понимается как вклад всеобъемлющего события, в рамках которого

По Гадамеру значение традиции понимается как вклад всеобъемлющего события, в рамках которого
мы всегда существуем и чьи определяющий смысл и ориентирующую силу мы должны стремиться возродить, чтобы восстановить нашу культурную и историческую идентичность.
Хабермас, с другой стороны, считает нашу традицию глубоко ушедшей корнями к неочевидным практикам и взглядам, которые по своей природе являются системами власти и эксплуатации, которые требуют явной методологической ориентации на наше культурное наследие как наследие силы и насилия.

Слайд 28

Хабермас в пику Гадамеру делает акцент на инструментах и путях воспитания познавательных

Хабермас в пику Гадамеру делает акцент на инструментах и путях воспитания познавательных
способностей, которые обеспечивают познание
Исследование генезиса Модерна: как определенные убеждения и предположения конституируются культурно, социально и субъективно, как коррелируют эти смысловые измерения с объективными социальными практиками и системами, которые могут оказывать пагубное влияние на их внутреннюю конституцию.

Слайд 29

этика дискурса и коммуникативный разум
Движение к пониманию теперь становится рефлексивно отстроенным этосом,

этика дискурса и коммуникативный разум Движение к пониманию теперь становится рефлексивно отстроенным
а не подарком традиции, пассивно полученным участниками диалога

Слайд 30

Поль Рикёр в анализе двух подходов к герменевтике: «герменевтика доверия» против «герменевтики

Поль Рикёр в анализе двух подходов к герменевтике: «герменевтика доверия» против «герменевтики подозрения»
подозрения»

Слайд 31

К.-О.Апель (1922 - 2017)

понятие языкового a priori, устанавливаемого коммуникативной общностью.
соединение англосаксонской

К.-О.Апель (1922 - 2017) понятие языкового a priori, устанавливаемого коммуникативной общностью. соединение
(и отчасти витгенштейновской) аналитической философии с современными континентальными школами феноменологии, экзистенциализма и герменевтики
универсальной рационалистичности, присущей любым формам использования языка.

Слайд 32

Дихотомия гуманитарных и естественных наук преодолевается включением в культуру естествознания как одной

Дихотомия гуманитарных и естественных наук преодолевается включением в культуру естествознания как одной
из разновидностей коммуникативного опыта, конституирующего интерсубъективные этические нормы.
Неокантианство: математика как социальный факт

Слайд 33

Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis

Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis
Vico.1963 (Идея языка в гуманистической традиции от Данте до Вико),
Transformation der Philosophie. — Frankfurt a/M., 1973 (Трансформация философии),
Имя файла: Юрген-Хабермас-о-проблемах-языка.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0