Слайд 2ИСЛАМ
Ислам (это арабское слово означает покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий,
ее последователи — мусульмане. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в Коране.
Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Слайд 3ОСНОВАТЕЛЬ
С Востока на протяжении первого тысячелетия не прекращался натиск кочевых (номадических) цивилизаций.
В VII в. на Аравийском полуострове у арабов появилось мусульманство. Семитские племена арабов не подчинялись Римской империи.
Основателем этой универсальной мировоззренческой системы стал Мухаммед (571 – 632 годы). Он происходил из рода Курейшитов, в ведении которого находилась общеарабская языческая святыня – Кааба. Рано остался без родителей, воспитывался у дяди, Абу-Талиба. Был неграмотен, но обладал редким поэтическим даром и способностями видеть и слышать ангелов. В одном из видений ангел повелел Мухаммеду читать огненные письмена на камне, и он, не знавший букв, прочел это откровение нового бога Аллаха.
В 622 г. уроженец Мекки Мухаммед, проповедовавший новую религию, бежал в Медину. Год хиджры, бегства, стал началом мусульманского летоисчисления, началом распространения ислама.
Слайд 4ИСЛАМСКАЯ ЦИВИВИЛИЗАЦИЯ
Наиболее значительной из восточных цивилизаций является Исламская. Решающую роль в ее
становлении сыграли арабы, причем северные арабские племена, знакомые с градостроительством, развитой торговлей, письменностью и вообще с более высокой культурой. Политические, социальные, экономические и культурные основы Исламской цивилизации определяются исламом.
Слайд 5ПРОРОК
Мухаммед выступил с проповедью нового учения: он осуждал кровную месть, жертвоприношения, рабство.
Был отвергнут в Мекке, на него готовилось нападение. Его спас пророческий дар – 20 сентября 622 года, за несколько часов до расправы, Мухаммед бежал из Мекки в Медину. С этого чудесного спасения – хиджры – началось новое летоисчисление у арабов и у других народов, принявших в дальнейшем ислам.
В Медине Мухаммед был признан пророком; вожди племен по очереди подошли к нему и прикоснулись правой рукой к его руке. Был избран совет 12 мохаджиров из числа ближайших друзей, сопровождавших его во время хиджры. Был создан отряд телохранителей – элансуаров.
Между верующими был заключен договор: запрещены ссоры среди единоверцев; все правоверные защищают друг друга против неверных; объявлены общий мир и общая война, введены общие богослужения. Для помощи бедным, вдовам, сиротам и ученикам был введен закят – особый сбор, достигавший до 1/20 от стоимости имущества.
Слайд 6ХАЛИФЫ
— НАЗВАНИЕ САМОГО ВЫСОКОГО ТИТУЛА У МУСУЛЬМАН.
Огромный централизованный религиозно-политический военный союз
возглавляли халифы.
В VII — начале VIII в. в состав Арабского халифата вошли огромные территории: Пиренейский полуостров (Испания), Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Северная Индия.
Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (732), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд.
Слайд 7ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Халифат представлял собой военную деспотию. Визирь отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени
халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.
Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20 %. Все население платило поземельный налог — харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско.
Слайд 8ОДНА ИЗ ПРИЧИН
Арабские феодалы получали земельные участки за военную службу. Крестьяне пожалованных
земель платили налоги государству и ренту феодалу. С вакуфных земель, принадлежавших мусульманским духовным учреждениям, ни налогов, ни воинской службы не требовалось.
Огромную роль играла торговля. Причиной появления мусульман и их государственно-политического объединения многие считают стремление контролировать важнейшие торговые пути в Евразии. Арабы не навязывали ислам в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.
Слайд 9«АРАБАМ МИР ОБЯЗАН»
Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Главным образом арабам
мир обязан знакомству с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамасская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д.
Слайд 10ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА
Арабами был найден фосфор, указан способ приготовления чистого спирта и серной
кислоты. На арабском Востоке производились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундаментальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Аль-Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т. д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие нуля. Многое сделали арабские переводчики для сохранения античных, китайских, индийских, византийских текстов.
Слайд 11ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в
то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Слайд 12ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Правление четырех правоверных халифов (ал-хулафа ар-рашидун) (632 –
661 годы):
Омейядский халифат (661 – 750 годы);
Аббасидский халифат (750 – 1258 годы);
Мамлюкский султанат (1258 – 1517 годы);
Османский султанат (1517 – 1922 годы).
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Основные институты государственного управления, равно как и догмы права
и религии, были утверждены при первых четырех халифах — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.
Абу-Бекр (632 – 634 годы), тесть Мухаммеда, отец одной из жен пророка, распространил власть ислама на всю Аравию. По его поручению бывший писец пророка Зайд ибн Сабит составил сводный текст Корана, который существовал в 1 экземпляре.
Омар (634 – 644 годы), также тесть Мухаммеда, осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. В 636 году он въехал верхом на верблюде в Иерусалим, поразив жителей бедностью своих одежд. Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Осман (644 – 656 годы), зять пророка, создал коллегию
четырех во главе с Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих версий Корана и сведения их в один канон. В 651 году канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общегосударственным, распространенным во всех завоеванных странах.
Али (656 – 661 годы), двоюродный брат и зять Мухаммеда, выступал за неизбираемость халифа, достоинство которого передается по крови, по принадлежности к роду пророка. Он вел ожесточенную борьбу со сторонниками выборности халифа, но потерпел поражение.
Слайд 15В 1258 Г. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ПРЕКРАТИЛ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Уже в первой четверти IX в. первая
мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.