Женский костюм Белгородского края

Содержание

Слайд 2

народный костюм 18-19 век
с. Нижние Пены
Ракитянский район

Женский народный костюм Белгородского края

народный костюм 18-19 век с. Нижние Пены Ракитянский район Женский народный костюм Белгородского края

Слайд 3

Женский народный костюм Белгородского края

Современный народный костюм
на основе костюма с. Нижние Пены

Женский народный костюм Белгородского края Современный народный костюм на основе костюма с. Нижние Пены Ракитянский район

Ракитянский район

Слайд 4

Из истории южнорусского костюма

Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей

Из истории южнорусского костюма Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей
заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями.
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.

Слайд 5

Орнаментальное искусство формирует все многообразие одежд, главным образом, женских, и ряд предметов

Орнаментальное искусство формирует все многообразие одежд, главным образом, женских, и ряд предметов
домашнего обихода.
Характер орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение.
Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом, вычленяя предмет, не разрушая при этом его формы.

Орнамент – музыка, которую можно видеть

Слайд 6

Орнамент – музыка, которую можно видеть

По способу сочетания мотивов (основного элемента орнамента,

Орнамент – музыка, которую можно видеть По способу сочетания мотивов (основного элемента
определяющего его вид, лицо рисунка) выделяется три основных типа:
Полоса с линейными или горизонтальными чередованиями мотива. Такой орнамент называют еще ленточным. К нему относятся каймы, различные обрамления, бордюры.
Замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале.
Сетчатый орнамент. Основой его служит геометрическая сетка, и мотив в нем может повторяться по вертикали, горизонтали, вертикали.
Геометрический и растительный орнаменты -
наиболее часто встречающиеся виды
орнамента в Белгородской области.

Слайд 7

Символика орнамента

Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал

Символика орнамента Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал
свои чувства и мысли.
Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета:
Красный – огонь, заря, жизнь.
Зеленый – красота, любовь, цвет Природы.
Белый – духовное начало, чистота, снег.
Черный – земля, покой, траур.
Желтый – солнце, тепло, свет.
Синий – небо, вода, духовность, разум.

Слайд 8

Особенности женской одежды

Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду

Особенности женской одежды Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю
крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана.
Рубахи шили длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека - горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом.
Украшением в народном костюме служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки.
Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут. Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.

Слайд 9

Поневный комплекс

В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды –сарафанный и

Поневный комплекс В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды –сарафанный
поневный.
Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником.
Поневный комплекс состоял из:
1. рубахи,
2. поневы- юбки,
3. запона – передника,
4. украшений, пояса,
5. кички и сороки, платка,
6. лаптей.
Главная отличительная черта покроя русской рубахи – косой полик, вшиваемый острыми углами в долевые швы или в вертикальные разрезы на плече спереди или сзади.

Рубаха – первая нательная одежда.

Слайд 10

Поневный комплекс
Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском костюме. Завесы

Поневный комплекс Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском костюме. Завесы
надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи.
Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.

Слайд 11

Поневный комплекс

Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору.
Кичкообразный головной

Поневный комплекс Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору. Кичкообразный
убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности.
В Белгородском крае его составляли кичка и подзатылень.
Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы.