Женственное начало в лирике К.Д.Бальмонта

Содержание

Слайд 2

«Поистине, Бальмонту принадлежат победная пальма и дельфийский лавр за то, что

«Поистине, Бальмонту принадлежат победная пальма и дельфийский лавр за то, что он
он – поэт, только поэт, всегда и во всём, и каждое дыхание его жизни - поэзия и каждый звук его свирели - дыхание жизни…»
В.Иванов.

Слайд 3

К.Д.Бальмонт (1867-1942) – поэт с большой буквы, но на долгое время оказавшийся

К.Д.Бальмонт (1867-1942) – поэт с большой буквы, но на долгое время оказавшийся
вне поля зрения русского литературоведения. Бальмонт безраздельно царил « над русской поэзией » в конце 19 – начале 20 века.
Однако после эмиграции во Францию его имя было надолго исключено из учебников и антологий по литературе Серебряного века.
Ровно через столетие пристальное внимание ученых вновь приковано к этому незаслуженно забытому поэту.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ТЕМЫ:

Разные аспекты творчества Бальмонта раскрыты исследователями в последнее время.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ТЕМЫ: Разные аспекты творчества Бальмонта раскрыты исследователями в последнее
Но совсем не изученными остаются проблемы, связанные с женственным началом в его лирике. Женское начало становится одной из необходимых составляющих гармоничного бальмонтовского космоса.

Слайд 5

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить женское начало в лирике Бальмонта;
Проследить его развитие и достижение

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Выявить женское начало в лирике Бальмонта; Проследить его развитие
новых форм в кульминационный период творчества;
Определить роль женского начала в творческом процессе;
. Выявить и проанализировать средства воплощения этого начала в лирике.

Слайд 6

ЗАДАЧИ:
* Выявить способы женского начала в лирике поэта;
* Показать средства создания поэтического

ЗАДАЧИ: * Выявить способы женского начала в лирике поэта; * Показать средства
образа Бальмонтом;
* Определить место женского начала в художественном мире поэта.

Слайд 7

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сравнительно – исторический.
Герменевтический
Мифопоэтический
Наблюдение

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Сравнительно – исторический. Герменевтический Мифопоэтический Наблюдение

Слайд 8

Объектом моего исследования является женское начало в лирических произведениях поэта.

Объектом моего исследования является женское начало в лирических произведениях поэта.

Слайд 9

«Эпоха Серебряного века – русский ренессанс – в числе самых загадочных страниц

«Эпоха Серебряного века – русский ренессанс – в числе самых загадочных страниц
отечественной культуры. Одна из очевидных особенностей философии Серебряного века – всплеск интереса к проблеме женщины и женственности»
Бальмонт увлечен философскими идеями Вл.Соловьева. Он воспринял его учение о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить « землю » и « небо » и спасти мир.

Слайд 10

Жизнь поэта была наполнена бесконечным числом романов, знакомств, увлечений.

Жизнь поэта была наполнена бесконечным числом романов, знакомств, увлечений.

Слайд 11

Психология женщины очень часто останавливает на себе внимание поэта, и мне кажется,

Психология женщины очень часто останавливает на себе внимание поэта, и мне кажется,
что он лучше воспроизводит душевный мир женщины, чем мужчины.

К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. 1926.

К.Д.Бальмонт. 1920-е годы.

К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. Вилла «Жаворонок».

Слайд 12

Ты мне говоришь, что как женщина я,
Что я рассуждать не

Ты мне говоришь, что как женщина я, Что я рассуждать не умею,
умею,
Что я ускользаю, что я - как змея, -
Ну что же, я спорить не смею.
Люблю по-мужски я всем телом мужским,
Но женское - сердцу желанно,
И вот отчего, рассуждая с другим,
Я так выражаюсь туманно.
Я женщин, как высшую тайну, люблю,
А женщины любят скрываться, -
И вот почему я не мог, не терплю
В заветных глубинах признаться.
Но весь я прекрасен, дышу и дрожу,
Мне жаль, что тебя я печалю.
Приблизься: тебе я всю правду скажу,
А может быть, только ужалю.

Слайд 13

Я ЗНАЛ
М. А. Лохвицкой 
Я знал, что, однажды тебя увидав,
Я буду любить тебя вечно.
Из женственных

Я ЗНАЛ М. А. Лохвицкой Я знал, что, однажды тебя увидав, Я
женщин богиню избрав,
Я жду — я люблю — бесконечно. 
И если обманна, как всюду, любовь,
Любовью и мы усладимся,
И если с тобою мы встретимся вновь,
Мы снова чужими простимся. 
А в час преступленья, улыбок, и сна
Я буду — ты будешь — далеко,
В стране, что для нас навсегда создана,
Где нет ни любви, ни порока.

Слайд 14

 К ЕЛЕНЕ.
О Елена, Елена, Елена,
Как виденье, явись мне скорей.
Ты бледна и прекрасна, как

К ЕЛЕНЕ. О Елена, Елена, Елена, Как виденье, явись мне скорей. Ты
пена
Озаренных луною морей. 
Ты мечтою открыта для света,
Ты душою открыта для тьмы.
Ты навеки свободное лето,
Никогда не узнаешь зимы. 
Ты для мрака открыта душою,
И во тьме ты мерцаешь, как свет,
И, прозрев, я навеки с тобою,
Я – твой раб, я – твой брат – и поэт.

Некоторые исследователи считают, что это стихотворение Бальмонт посвятил своей третьей жене - Елене Цветковской, а на самом деле он его посвятил Лохвицкой.

Ты сумела сказать мне без речи:
С красотою красиво живи,
Полюби эту грудь, эти плечи,
Но, любя, полюби без любви. 
Ты сумела сказать мне без слова:
Я свободна, я вечно одна,
Как роптание моря ночного,
Как на небе вечернем луна. 
Ты правдива, хотя ты измена,
Ты и смерть, ты и жизнь кораблей.
О Елена, Елена, Елена,
Ты – красивая пена морей.

Слайд 15

К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Конец 1930-х годов

Слева направо: Мирра Бальмонт, А.Н.Иванова, Ив Жантийом,

К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Конец 1930-х годов Слева направо: Мирра Бальмонт, А.Н.Иванова, Ив
О.А. и И.С. Шмелевы, К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Капбретон. 1920-е годы

М.Лохвицкая

Слайд 16

Обыкновенные поэты, даже самые впечатлительные и пламенные, всегда рассказывают, как они

Обыкновенные поэты, даже самые впечатлительные и пламенные, всегда рассказывают, как они влюблялись
влюблялись в разных дам. У Бальмонта, совершенно наоборот, всегда сообщается, как все женщины в него влюбляются, блаженно ему шепчут: «Это ты, это ты», «Ах, как сладко с тобой». Не они его, а он их «обжигает» поцелуем «несказанным». И поэт до такой степени привык делать счастливыми десятки своих возлюбленных, что он так уже прямо и говорит: «Мой сладкий поцелуй».
Обаятельность его совершенно неотразима: «Я весь весна, когда пою, я светлый бог, когда целую». «Кто равен мне в моей певучей силе»?- задается он вопросом и тотчас же отвечает: «Никто, никто».

Слайд 17

Символический стих Константина Бальмонта сближается с мифом:
В стихотворении "Славянское Древо" он воспевает

Символический стих Константина Бальмонта сближается с мифом: В стихотворении "Славянское Древо" он
мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее в себя "все известные породы деревьев".

Основная черта поэзии Бальмонта— желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты.

Слайд 18

Бальмонт - поэт старшей плеяды российских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в

Бальмонт - поэт старшей плеяды российских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме.
символизме.
Его стихи сближаются с мифом. Лирический герой его поэзии движим рвением окунуться в "безбрежность" мира, в нескончаемое его обилие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой "мимолетности" жизни.
В стихотворении "Завет бытия" (1901) поэт заявил, что его поэтическая программа завещана ему самой природой:
...Мне ответил играющий ветер
"Будь воздушным, как ветер, как дым!»
...Мне ответило звучное море:
"Будь постоянно полнозвучным, как я!"
...Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: "Гори!"

Слайд 19

ПОКЛОНЕНИЕ СТИХИЯМ:


Поклонение стихиям у Бальмонта было связано с культом красы,

ПОКЛОНЕНИЕ СТИХИЯМ: Поклонение стихиям у Бальмонта было связано с культом красы, безразличием
безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить « безусловную свободу демонической, все преступающей личности ».

Слайд 20

Бальмонт сам себя считает поэтом стихий.
« Огонь, Вода, Земля и Воздух,

Бальмонт сам себя считает поэтом стихий. « Огонь, Вода, Земля и Воздух,
- четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Огонь же – это «любимая моя стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым »

Слайд 21

ВСЕ ТВОРЧЕСТВО БАЛЬМОНТА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ПЕРИОДА:

1)Период угнетенности и печали;
2)Переходный период;
3)

ВСЕ ТВОРЧЕСТВО БАЛЬМОНТА МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ПЕРИОДА: 1)Период угнетенности и печали;
Период радостного и жизнеутверждающего мироощущения.

Слайд 22

В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД его творчества он пишет сборник «Под северным небом» -

В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД его творчества он пишет сборник «Под северным небом» -
тут все серо, тоскливо, безнадежно. Жизнь представляется «болотом», душу давит «бесконечная печаль», привлекают и манят к себе таинственные «духи ночи», и с собою любовью воспевается «царство бледное луны».
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД он пишет два типически-декадентских сборника : «В Безбрежности» и «Тишина» - тут уже не только угрюмая тоска, но и возведение бессилия в перл создания и апофеоз гордого уединения, роковым образом переходящего в самодовлеющий эгоизм.
ВТОРОЙ ПЕРИОД - это новый этап его творчества, он пишет сборники «Горящие здания» и «Будем как Солнце». На смену уныло-сумрачному настроению приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение.

Слайд 23

Символический стиль Бальмонта закреплён в его живом, поэтическом слове, мысль кажется

Символический стиль Бальмонта закреплён в его живом, поэтическом слове, мысль кажется изломанной,
изломанной, манерной, но никогда не теряет при этом образности и точности. Лучше всего об этом сказал сам поэт:

Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.

Оригинал автора

Слайд 24

Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха . Он использует такие тропы,

Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха . Он использует такие тропы,
как:
Метафоры («бьёт дыханьем твердь», вал «мятежиться»,
Эпитеты( «бесстрастная звезда», «непонятная лазурь», «звучная волна»);
Ассонансы (Луга удирают далеко – далеко, Во всём утомленье – глухое, немое);
Аллитерацию («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн
Неологизмы (мятежиться, предлунный, внемирный);
Отвлеченные слова( безызмерность, печальность, (росистая) пъяность, запредельность, напевность, многозыблемость, кошмарность, безглагольность).

Слайд 25

Выводы:
1.Творчество Бальмонта зависит от фактов его биографии.
2.В сборниках стихотворений нашли отражение любовь

Выводы: 1.Творчество Бальмонта зависит от фактов его биографии. 2.В сборниках стихотворений нашли
поэта к разным женщинам, в разные периоды его жизни.
3.Символические стихи Бальмонта сближаются с мифом.
4.Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре царственные стихии, которым поклоняется Бальмонт.
5.Книги Бальмонта образуют «звенья», в них есть «внутренняя неизбежность» единого пути – устремленность к «свету», «огню», «Солнцу».
6.Нежность, женственность – основные определительные свойства поэзии Бальмонта.
7. Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха .
Имя файла: Женственное-начало-в-лирике-К.Д.Бальмонта.pptx
Количество просмотров: 175
Количество скачиваний: 0