Слайд 2Основные вопросы
Культурно-историческая дифференциация мира
Особенности понятий «культура» и «цивилизация», сходство и различия
Культурная экспансия
и культурная интеграция мира
Анализ исторических примеров масштабной культурной интеграции: Римская, Византийская, Российская, Британская империи
Современная культурная интеграция планетарного масштаба
Принципы выделения современных цивилизаций
Линии «разлома» между цивилизациями
Гипотеза мировых конфликтов между различными цивилизациями С.Хантингтона
Слайд 3Основные вопросы (окончание)
Основные современные цивилизации:
- западноевропейская;
- китайская;
- японская;
- исламская;
- индуистская;
- ортодоксально-православная;
- африканская;
латиноамериканская
Доминирование западноевропейской цивилизации в XX столетии
Тенденции развития мировых цивилизаций
Перспективы православной цивилизации в глобализирующемся мире
Слайд 6Принципы выделения цивилизаций
– религия;
– исторические процессы;
– единство территории;
– значимость для человечества
Слайд 7Понятия «культура» и «цивилизация»
Слайд 8Культура
– образованность человека (применяется с древности, например, у Цицерона);
– всё, что создано
человеком (противопоставляется дикой природе), примерно с XVII в., предположительно впервые в Германии;
– в биотехнологиях – отдельные объекты живого вещества и организмов (культура растительной или животной ткани, культура бактерий, сельскохозяйственная культура и т.п.).
Слайд 9Цивилизация
– воспитанность в смысле городского обращения, цивилизованность, утонченность в противовес деревенской грубости
(Древний Рим);
– всемирная цивилизация человечества (с XVII в., Европа);
– материальная, грубая составляющая прогресса человечества, угрожающая гуманизму, нравственности и природе, противопоставлялась культуре как духовному прогрессу (XVIII в., французские социалисты-утописты);
– ступень развития общества, на которую оно вступает, выходя из состояния варварства (цивилизованные народы противопоставляются нецивилизованным) (XIX в., Европа);
Слайд 10Цивилизация
– стадия развития региональной культуры, когда общество переходит к массовому потреблению, индивидуализму;
знаменует упадок общества (О.Шпенглер «Закат Европы», А.Тойнби);
– западноевропейская региональная культура в противовес российской (Н.Данилевский «Россия и Европа»);
– региональная культура, аналог культурно-исторического макрорегиона (западноевропейская, православная, латиноамериканская и др. цивилизации).
Слайд 13Древний Рим: этапы развития
Республика, I в. до н.э.
Расцвет империи,
III в.
Раздел на Западную
и
Восточную империи,
IV в.
Слайд 16Три Рима
… Два убо Рима падоша,
а третий стоит,
а четвертому не быти.
Филофей
Слайд 17Ось Москва – Константинополь – Иерусалим - Абиссиния
Слайд 18Российская империя в конце XIX века
Слайд 20Страны, куда солдаты Британской империи не вторгались
Слайд 24Бремя белого человека (Р.Киплинг)
Слайд 25Массовая культура (компоненты)
Кино
Музыка, эстрада
Архитектура (?)
Политика (?)
Реклама
Литература
Стиль (мода, предметы потребления и т.п.)
Слайд 26Массовая культура (особенности)
тяготение к всеобщности (независимость от пола, возраста, вероисповедания, национальной принадлежности
и т.д.),
примат компенсаторно-развлекательных функций,
опора на новые технологии (в частности, спутниковую и электронную связь), позволяющие ее глобальное распространение,
коммерческий характер функционирования, в основе которого лежит платежеспособный спрос основной массы населения.
Слайд 27Массовая культура (черты, приметы времени)
вненациональность,
разнонаправленные тенденции («американизация», «японизация»),
необходимость масскультуры как компонента современного
демократического общества,
способность к ассимиляции самых разных феноменов культуры,
снижение роли национальных культур при возвышении многих региональных,
созвучие и одновременность с экуменизмом,
коммерциализация многих культурных традиций (туризм и пр.),
переход к «внутреннему плюрализму».
Слайд 28Типы стран (цивилизационный подход)
Расколотые (крупные массы населения, относящиеся к разным культурам: Индия,
Украина, Шри-Ланка и др.)
Разорванные (население одной культуры, а элита «тянет» к другой: Россия, Турция и др.),
Стержневые (наиболее значимые в цивилизациях: Китай, Индия, США, Россия, Япония, Германия, Франция).
Прочие.
В исламской и буддийской цивилизациях нет стержневых стран.
Слайд 31Особенности межцивилизационных конфликтов
ожесточенность;
поддержка «своей» цивилизации;
невозможность достижения победы;
сложность сочетаний
противостоящих сторон (не только по цивилизационному признаку);
невозможность определения агрессора и жертвы.
Слайд 32Конфликты между стержневыми государствами
– оказание влияние на процессы глобализации и действие
международных финансовых, торговых и других институтов;
– уровень военной мощи;
– экономическое могущество и благосостояние;
– этнонациональные конфликты;
– моральные ценности и культура, навязывание ценностей другой цивилизации, этноконфессиональных конфликты;
– территориальные споры, когда стержневые государства участвуют в конфликтах по лини разлома
Слайд 34Проблемы Европы
поляризация по развитию экономики;
слабая ассимиляция значительной части иммигрантов;
исламизация.
Слайд 36Основа китайской мудрости
инстинкт, просветленный сознанием
сознание, примиренное с инстинктом.
Слайд 42Экономические проблемы Китая
– преодоление разрыва в уровне развития приморских и внутренних
регионов страны;
– строительство транспортных коридоров от Тихоокеанских портов через внутренние регионы и Центральную Азию с выходом в Западную Европу;
– обеспечение экономики энергетическими ресурсами путем замены их транспортировки более дешевой и экономичной передачей электроэнергии.
Слайд 45Высокоскоростные железные дороги
Слайд 46Культурные цунами в Японии
китайская волна (древность, основные элементы культуры);
индийская волна
(древность, буддизм);
европейская волна (экономика, середина XIX в.);
американская волна (экономика, политика, с 1945 г.);
глобалистическая волна (наши дни, массовая культура).
Слайд 48Мусульмане в населении стран Старого света