Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ – 1) совокупность методов, процедур, применяемых в процессе научного исследования;
2) учение о научном методе, принципах и способах организации научно-исследовательской деятельности.
ХОЗЯЙСТВО – некая трансцендентная, необъяснимая научным или рациональным образом реальность, которая не сводима исключительно к видимым хозяйственным процессам;
ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА – исследование религиозно-метафизических предпосылок хозяйственной жизни народов;
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте;
КАТЕГОРИЗМ – ориентация на увеличение дополнительных категорий;
СЦИЕНТИЗМ – апелляция к научному знанию;
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МАРКСИЗМ – теория и идеология, мировоззрение, миросозерцание, система научных взглядов, экономическое, философское
и политическое учени политического экономиста Карла Маркса, идейное течение второй половины 19 века - начала 20 века, ставшие основой учения – марксизма;
ЭКОНОМИЗМ – социал-демократическое учение, видящее в экономической борьбе рабочего класса единственный путь к его освобождению;
ПОЗИТИВИЗМ – философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания позитивные и отрицающее познавательную ценность умозрительных исследований.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Установление системы взаимоотношений отдельного человека с окружающим миром;
Влияние психофизических качеств субъекта
на философию хозяйства;
Метод индукции, то есть от частного к общему;
Религиозная значимость философии хозяйства;
Онтологическая форма, то есть присуща метафизика;
Антропоцентризм;
Космизм;
Междисциплинарный синтез
Слайд 5ИСТОРИЯ В ПЕРСОНАЛИЯХ
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944гг)
основоположник философии хозяйства, за свою жизнь придерживался
марксистских, идеалистических, философских и религиозных взглядов;
внес вклад в науку благодаря докторской диссертации по теме «философия хозяйства», носящей религиозно-философское исследование экономических проблем;
будучи марксистом, выступил с критикой учения К.Маркса по аграрному вопросу, считая наиболее приемлемым в сельском хозяйстве мелкое производство, а не его концентрацию;
позднее основа мысли экономиста направлена против гипертрофии категоризма, сциентизма, позитивизма, экономизма и против засилья марксизма;
Слайд 6Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944)
«хозяйство как жизнь, жизнь как хозяйство» - основная проблема
философии хозяйства, которая далее уточняется посредством выделения трех аспектов: организации, межчеловеческих отношений и отношений человека со средой обитания;
охарактеризовал хозяйственную деятельность как слияние субъекта и объекта, человека и его мира;
обращение к человеку хозяйствующему, его идеализму и религиозности, спящей в нем трансценденции (не основанном на опыте);
будучи сторонником космизма рассматривал «мировую душу» – некое единое и активное начало или существо, якобы оживляющее и одушевляющее вселенную и обладающее способностью чувствовать и познавать;
Булгаков С.Н. стремился соединить богословие, философию и науку.
Слайд 7Юрий Михайлович Осипов
(1941г-наст. время)
создал и возглавил лабораторию сравнительного анализа хозяйственных механизмов, преобразованную
в 2000 г. по его инициативе в лабораторию философии хозяйства;
существенный вклад в разработку вопросов государственного управления экономикой, макроэкономического программирования и регулирования;
Осипов Ю.М. в своей диссертации на тему «Государственное программирование капиталистической экономики» затронул проблемы научно-технического прогресса, глобализации хозяйства и жизни;
философия хозяйства Ю.М. Осиповым трактуется как «…самостоятельное, открытое для разнообразного творчества, идущее от реальности течение мысли, в определенной мере постнаучное (с преодолением позитивистской науки) и во многом метафизическое (с восприятием трансцендентного начала) знание, но при этом вовсе не как отрасль философии и не как один из разделов теоретической экономии».
Слайд 8Юрий Михайлович Осипов
(1941г-настоящее время)
выделение границ между философией хозяйства и философией экономики
так, что первая нацеливает на исследование последнего как абстрактного, а затем и конкретного образа человеческого бытия в природе;
в рамках разрабатываемой Ю.М. Осиповым философии хозяйства по-другому зазвучали такие феномены-понятия, как онтос и гнозис, человек и общество, хозяйство и экономика, хозяйствующий субъект и хозяйствование, свобода и воля, необходимость и ответственность, жизнь и смерть и др.
независимо от Булгакова С.Н. ему удалось построить собственный «фундамент» философии хозяйства в виде трех составляющих: «хозяйство как жизнь, жизнь как хозяйство», трансцендентность в широком смысле, нравственная опора, то есть решение проблемы взаимоотношений человека и хозяйства.
Слайд 9РЕЗЮМЕ
Философией хозяйства можно назвать не раздел философии, а целостную философскую систему, которой
присуща в основе нравственная составляющая (человек и мир);
Философия хозяйства ориентирована на взаимодействии субъекта и объекта, а также отрицании марксизма, сциентизма и признании трансцендентности бытия;
Философия хозяйства – самостоятельная интегративного характера отрасль (сфера) знания (живого знания-размышления);
Философия хозяйства рассматривается в отличии от философии экономики;
Для философии хозяйства отчасти характерен антропоцентризм
Слайд 10ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Как вы думаете, почему философия хозяйства Булгакова была подвергнута забвению
после его смерти?
Обоснованно ли мнение, что Булгаков рассматривал в качестве субъекта отдельного человека, а все человечество в целом?
Можно ли считать философию хозяйства Булгакова С.Н. идеальной, и почему?
Согласны ли вы с мнением Осипова Ю.М. по поводу разграничений двух категорий: философии хозяйства и философии экономики?
Можно ли считать философию хозяйства самостоятельным течением мысли (обоснуйте)?