Содержание
- 2. Тема 1 Характер философского знания и задачи философии
- 3. Лекция 1: Мировоззрение и философия Мировоззрение, его возникновение и сущность Исторические типы мировоззрения Характер философского знания
- 4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия. В вопросах и ответах. Учеб. пособие для вузов. С
- 5. "SUB SPECIE AETERNITATIS" (ЛАТ. - "С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕЧНОСТИ...").
- 6. Александр Вампилов: «Людей без мировоззрения надо сажать в тюрьму». (Из записных книжек)
- 7. Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов на мир, человека и его место в мире
- 8. Что такое мир? взаимоотношение мира и человека Мир (O) Человек (S) Основной вопрос мировоззрения
- 9. 1.Зачем жить «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ» 2. Как жить Этот вопрос ставится для того, чтобы понять
- 10. Основные или вечные вопросы Как избежать горя и обрести счастье? Можно ли рассчитывать на бессмертие? Получить
- 11. Что есть мир? Как он возник и как устроен? Каково место в нем человека? Кто или
- 12. Дмитрий Тилли. Вечные вопросы// Топос, 05.10.2006
- 13. 2. Исторические типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение Религиозное мировоззрение Философское мировоззрение
- 14. Мифология – исторически первый тип мировоззрения
- 15. При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер.
- 16. Что такое миф? 2 смысла Миф как форма сознания Миф как повествование о чем-то
- 17. 1 смысл Это определенный способ восприятия реальности
- 18. 2 смысл миф (от греч. mýthos — предание, сказание)— это рассказ о богах, духах, героях, первопредках
- 19. 1 смысл: миф как способ восприятия реальности Мифологическое сознание
- 20. Основные черты мифологического сознания Антропоморфизм Синкретизм Отсутствие рефлексии
- 21. 1. антропоморфизм – (наивное очеловечение всей природы) (от греч. anthropos – человек и morphe – форма)
- 22. Поэтому, чтобы эффективно влиять на окружающий мир, необходимо уметь «договариваться» с соответствующими личностными агентами - богами,
- 23. Чтобы договориться – надо понять, с кем имеешь дело Для этого использовались 2 способа, или принципа:
- 24. «закон сопричастности» объединение предметов не по существенным свойствам, а по приписываемым им качествам
- 25. выводы о сопричастности делались на основании самых различных, часто случайных обстоятельств: внешнего сходства, соприкосновения, следования друг
- 26. б) через создание эквивалентных друг другу логических пар противоположностей
- 27. положительное – отрицательное своё-чужоё доброе - злое
- 28. В итоге все многообразие феноменов окружавшего мира распадалось на позитивные и негативные предметы и явления.
- 29. в славянских мифологических системах позитивно маркировались верхний, правый, мужской, старший, близкий, свой, светлый, сухой, видимый, белый
- 30. а негативно – нижний, левый, женский, младший, далекий, чужой, темный, влажный, невидимый, черный, ночь, земля (в
- 31. Чтобы договориться с природой- надо ее уговорить Мифологическое сознание существовало в эпоху присваивающего хозяйства, когда все
- 32. Формами воздействия на природу становятся ранние формы религиозных верований. (Это еще не религия!!!) выделяют пять основных
- 33. Тотемизм – это вера в родственную связь групп людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который
- 34. Аниматизм – это вера в души людей, прежде всего покойников, которые продолжают свое существование в бестелесной
- 35. II. синкретичность (слитность, нерасчлененность). проявляется в 2 аспектах. неразличимость естественного и сверхъестественного и объективного и субъективного,
- 36. во-вторых, Миф вмещал в себя всё, что позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию.
- 37. Неразличимость естественного и сверхъестественного Мир этот и мир иной – едины. На небо можно забраться с
- 38. Неразличимость объективного и субъективного, Нет различия между сном и явью Фантазией и реальностью
- 39. 2-ой аспект: процесс разложения мифа – процесс дифференциации и появления РЕЛИГИОЗНОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ЭТИЧЕСКОГО и ЭСТЕТИЧЕСКОГО аспектов
- 40. III. Отсутствие рефлексии. Мифологическое сознание - это нерефлексивное сознание РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio —обращение назад) —способность
- 41. следствием отсутствия рефлексии является отсутствие критичности
- 42. Миф — это — то, в чём непосредственно живут и от чего не отделяют себя.
- 43. Миф - это не сказка на ночь. Это форма приобщения к реальности. Он рассказывается для того,
- 44. В этом смысле миф – субъективное образование, имеющее для своего носителя статус объективной реальности.
- 45. мифология в таком ее понимании - это одна из констант жизни человечества, феномен, наличествующий всегда и
- 46. Итак! В традиционном понимании миф связывается с архаичной формой культуры, древней устной традицией. Однако, согласно исследованиям,
- 47. 2 смысл: мифы представляют собой повествование о переходе «хаос – порядок ». на космическом уровне -
- 48. Разновидности мифов космогонические мифы (о происхождении Вселенной); антропогонические мифы (о происхождении человека); солярные мифы (о происхождении
- 49. Религиозное мировоззрение
- 50. Следующей исторической формой мировоззрения является религия (от латинского слова "благочестие", "набожность").
- 51. Религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и
- 52. Вы живете в мифе, если для вас нет ничего трансцендентного
- 53. Существуют две антонима: трансцендентное и имманентное
- 54. (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) – внешнее, выходящее за пределы чего-либо, противоположное имманентному
- 55. Бог трансцендентен миру Мифологические боги - имманентны
- 56. Религия решает основной вопрос мировоззрения «Что есть мир?» БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ через разделение мира на
- 57. отличительная черта всех религий разделение всех реальных и идеальных вещей на два класса или противоположные группы:
- 58. мир, в котором человек находится здесь и сейчас, рассматривается как подготовительный этап, ступенька в мир потусторонний.
- 59. Атрибутом подлинности обладает тот мир, в который человек перейдет после смерти.
- 60. Мифологическое сознание формируется в условиях присваивающего хозяйства, В мифологическом сознании естественное и сверхъестественное находятся как бы
- 61. религиозное мировоззрение формируется в эпоху производящего хозяйства Разум, будучи естественным человеческим средством, помогает обустроить реальный мир,
- 62. Способом существования религиозного мировоззрения является религиозная вера
- 63. Религиозная вера разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается существование сверхъестественного в
- 64. Вера в мифологии Вера в мифологии – это некритическое, слепая вера. В религии существует как область
- 65. Религия не может обходиться без феномена «чудо». Религия – это мир сверхъестественного, олицетворением которого является Бог.
- 66. Религиозная вера проявляется в поклонении сверхъестественным силам Социально-значимой формой веры является культ – система утвердившихся ритуалов
- 67. Религия - это культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление связи со сверхъестественным
- 68. Дж. Фрэзер вывел 3 стадии духовного развития человечества: магия, религия наука.
- 69. Согласно Фрэзеру, магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития
- 70. Философия
- 71. Философия – тормозной башмак
- 72. Характер философского знания и задачи философии Понятие философии Основной вопрос философии Основные разделы философии Три философские
- 73. Мифологическое мышление – это образное мышление, а философское – понятийное.
- 74. Гегель определил философию как «познание посредством понятий»
- 75. так философия древнего мира возникает как «перевод» мифологических образов в понятия.
- 76. Однако такой «перевод», возможен только через рефлексию над мифом
- 77. Философия – это особая форма духовной деятельности, отличительной чертою которой является рефлексия над предельными основаниями бытия,
- 78. Миф – дорефлексивная форма мышления, в отличие от философии, для которой рефлексия является сущностной чертой.
- 79. Философия - это мировоззренческая рефлексия это мышление о мышлении о мире (Нечипоренко)
- 80. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного Философское мировоззрение основано на знании (а не на вере,
- 81. Специфика философского знания Философия – это теоретическое мировоззрение Предмет философии шире предмета исследования любой науки Содержит
- 82. Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов Испытывает на себе
- 83. 3 фундаментальных вопроса (разбуженного человека) Где я? Кто я? Зачем я? человек – черточка между рождением
- 84. Понятие философии Φιλοσοφία φιλειν – любить σοφία – мудрость Пифагор VI в. до н.э. (ок. 570
- 85. Φιλοσοφία «На вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: “Философ”, что значит “любомудр”» Диоген
- 87. Многообразие определений понятия философии Философия – форма мировоззрения всеобщая наука о наиболее фундаментальных началах вещей методологическая
- 88. Философия - это «самое главное»
- 89. Навига́ция (лат. navigatio, от лат. navigo — хождение по морю): Маршрутизация - выбор оптимального пути следования
- 90. Карл Ясперс «Введение в философию» о трех импульсах, лежащих в основе философии Удивление Сомнение Спасение
- 91. Философия как форма «заботы о себе» Политика – забота о родном полисе, экономика – о домашнем
- 92. Предмет и объект философии Объект Предмет Мир в целом Отношение человека и мира
- 93. Основной вопрос мировоззрения (мир человек) приобретает в философии форму основного вопроса философии
- 94. Основной вопрос философии - вопрос об отношении МАТЕРИИ и СОЗНАНИЯ
- 95. 1-ая сторона - Онтологическая (бытийная): что первично – материя или сознание? Две стороны основного вопроса философии
- 96. 1 сторона ОВФ: что первично – материя или сознание? Материя Сознание Материализм Идеализм Механистический Диалектический Объективный
- 97. 2-ая сторона ОВФ: познаваем ли мир? Решается с двух гносеологических позиций: агностицизма (отрицания возможности познания мира)
- 98. Основные разделы философии Онтология учение о бытии Гносеология учение о познании Социальная философия учение об обществе
- 100. Философия возникла в VII – VI вв. до н.э. одновременно в Греции, Индии, Китае
- 101. Три философские традиции Греция Китай Индия
- 103. Скачать презентацию