Эмпиризм Бэкона

Содержание

Слайд 2

Род. 22 января 1561 г. в Лондоне
Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж) (1573-1575)
Служба

Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити-колледж)
в английском посольстве во Франции (1576-1579)
Адвокатская практика (с 1579 г.)
Член парламента ( с 1584 г.)
Генеральный прокурор (с 1613 г.)
Лорд-хранитель печати (с 1617 г.)
Лорд-канцлер (1618-1621)
Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Слайд 4

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл
к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворённых Богом вещей.
Лозунгом Бэкона было - «Знание — сила»
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Слайд 5

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью
которых может проходить познавательная деятельность. Это:
«путь паука»; «путь муравья»; «путь пчелы».
«Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Слайд 6

Индукция как главный метод эмпирического познания. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии

Индукция как главный метод эмпирического познания. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии
с которой главным методом познания должна стать индукция.Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.
Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания

Слайд 7

ИНДУКЦИЯ

Полная (совершенная)

Неполная

ИНДУКЦИЯ Полная (совершенная) Неполная

Слайд 8

ИНДУКЦИЯ ПОЛНАЯ (СОВЕРШЕННАЯ)

Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета

ИНДУКЦИЯ ПОЛНАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства
в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Слайд 10

ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех

ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех
случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно.

Слайд 17

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на
познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами» (лат. Idola)

«призраки рода»

«призраки пещеры»

«призраки площади»

«призраки театра»

Слайд 18

«ПРИЗРАКИ РОДА»

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят

«ПРИЗРАКИ РОДА» «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят
ни от культуры, ни от индивидуальности человека.

Слайд 21

«ПРИЗРАКИ ПЕЩЕРЫ»

«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врождённые, так

«ПРИЗРАКИ ПЕЩЕРЫ» «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врождённые, так и приобретённые.
и приобретённые.

Слайд 24

«ПРИЗРАКИ ПЛОЩАДИ»

«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения

«ПРИЗРАКИ ПЛОЩАДИ» «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения
и использования в общении языка.

Слайд 27

«ПРИЗРАКИ ТЕАТРА»

«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления

«ПРИЗРАКИ ТЕАТРА» «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности
об устройстве действительности