Элементы формообразования (6 класс)

Содержание

Слайд 2

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ

Предметы простой формы в своей основе имеют одну

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ Предметы простой формы в своей основе имеют одну
геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур.
Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Слайд 3

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт. Стрелками показаны основные

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт. Стрелками показаны основные
направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные — представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Слайд 4

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с
помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

Слайд 5

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления
объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком. Как изменилась его круглая форма!

Слайд 6

Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике.

Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике.
Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.

Слайд 7

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова
— это шар, шея — цилиндр, грудная клетка — бочонок, руки и ноги — тоже цилиндрической формы и т. п.
На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.
В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».

А.Дюрер. Аналитический рисунок
построения головы человека

Рубенс. Схематический рисунок
головы ребёнка

Слайд 8

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет
роль каркаса в строении фигуры.
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас.
С помощью таких человечков легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.