Слайд 2План занятия
Определение, структура, предмет
Этика в Др. Греции
Этические воззрения в Средние Века
Этические законы
Возрождения и Нового Времени
Категориальный императив И. Канта
Современные представления
Слайд 3Определение, структура, предмет
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»)
— философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.
Изначально этос определялся как совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Слайд 4Определение, структура, предмет
Этику как термин впервые обозначил древнегреческий философ Аристотель, дав названия
своим «Этикам»: Евдемовой и Никомаховой.
Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета.
Слайд 5Определение, структура, предмет
Основные проблемы этики
Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.
Проблема
смысла жизни и назначения человека
Проблема свободы воли
Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья
Слайд 6Этика в Др. Греции. Софисты
Первыми, кто стал говорить о морали, были софисты.
Это были учителя философии, которые провозглашали человека мерилом добра и зла. По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и нравственные ценности исходят из интересов его самого. Ярким представителем софистов стал Протагор.
Главное положение философии : " Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют ".
Невозможна общезначимая истина. Всякое мнение, по П., истинно и всякая истина есть чье-то мнение. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком. В этом смысле, по мнению П., все относительно.
Слайд 7◤
Этика в Др. Греции. Сократ
С критикой к софистам выступил Сократ. Суть этической
позиции Сократа можно представить так: степень совпадения реальной жизни человека и его представлений о том, как надо жить достойно, зависит от сознательного выбора самого человека (а не от судьбы или божества). А сознательный выбор есть выбор со знанием дела, значит, мораль зависит от познания. Именно знание того, что такое добро и зло, делает человека добродетельным.
Поэтому добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом.
Слайд 8◤
Парадокс Лжеца
Парадоксы Сократа
Слайд 9Этика в Др. Греции. Платон
Каждый человек рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами
– волей, чувствами и разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек будет заниматься делом, соотносящимся с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально. По Платону обществу должна быть присуща также справедливость, когда его слои не вмешиваются в жизнь друг друга.
Слайд 10◤
Этика в Др. Греции. Аристотель
В противовес Платону, он считал, что морально-этические качества
человека формируются не в потустороннем мире, а под действием реальной общественной жизни. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его развитие дает правильное направление этим составляющим. Этика по Аристотелю – это опыт общественной жизни.
Слайд 11Этика в Др. Греции. Эпикур
Переломом этических учений, обращенных на общественную жизнь человека,
стало появление трудов древнегреческого материалиста Эпикура. Он обосновал учение, направленное на самого человека. Главным в жизни он считал достижение счастья через телесные удовольствия, знание и мудрость. Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно.
Слайд 12◤
Этика в Др. Греции. Стоицизм
Почти одновременно с трудами Эпикура появляется стоицизм, учение
разработанное Сенекой и Марком Аврелием. Стоики считали, что человек не должен отрываться от природы. Изменить законы природы он не в силах и счастье каждого зависит от внутреннего отношения к происходящему. Развивая внутренний мир, человек может прийти к гармонии с природой и счастью.
Слайд 13◤
Этика в Древности. Золотое правило морали
«Не делай никому того, что ты не
хочешь, чтобы сделали тебе». (Хилон)
«Как вести себя с друзьями? Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами». (Аристотель)
«Это порядочность! Чего не желаешь себе, того не делай и другим.» (Конфуций. Лунь Юй. XV:24)
Слайд 14◤
Этика Средних веков
Основные принципы практики – аскеза (борьба со страстями или грехами)
Способ
борьбы с 7 грехами – следование 7 добродетелям.
В теологии Средних веков выделяли 4 кардинальные (умеренность, мужество, справедливость, мудрость) и 3 теологические добродетели (вера, надежда, любовь).
Слайд 16Этика Средних веков
Вера – это добродетель, а не только признание существования Бога:
«Какая польза была мне от моего ума, так легко справлявшегося с этими науками, и от такого количества запутаннейших книг, распутанных без помощи учителя, если я безобразно кощунствовал и гнусно заблуждался в науке благочестия? Во вред ли был для малых Твоих ум гораздо более медлительный, если они не уходили от Тебя прочь, безмятежно оперялись в гнезде Церкви Твоей и выращивали крылья любви, питаясь пищей здоровой веры?» А. Августин. «Исповедь» Кн.4 [XVI:31]
Слайд 17◤
Этика Средних веков
Все добродетели – дар Божий. Аскетизм лишь создает благоприятные условия
для взращивания добродетелей.
Противопоставление ветхозаветного закона (спасение от выполнения предписаний) и новозаветной благодати ( спасение от Бога по вере):
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание. На таковых нет закона» [Гал. 5:22-26].
Добродетель зависит не от устроения разума, а от чистоты сердца ( решения этических парадоксов Сократа).
Слайд 18Этические законы Возрождения и Нового Времени
Слайд 19◤
Этические законы Возрождения и Нового Времени
По образцу естественных наук, нравственность начинает выводиться
из природы человека, такой подход называется натуралистическим.
Этика Нового времени обосновала самоценность человеческой личности, автономию ее морального поведения.
Слайд 20Этические законы Возрождения и Нового Времени
Слайд 21◤
Категориальный императив И. Канта
Всеобщим основанием нравственности является априорный закон, содержащийся в моральном
сознании человека, называемый категорическим императивом и звучит он так: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Императив не содержит конкретных предписаний, лишь указывает общее направление определения моральной ценности любого из возможных поступков.
Слайд 22◤
Категориальный императив И. Канта
Ценность морального действия определяется не его результатом, а волей
в его совершении в соответствии с априорным нравственным законом, выраженном в виде долга (деонтология).
Человек не способен рационально преобразовать все общество, однако способен совершить индивидуальный нравственный выбор.