Античная философия. Натурфилософский период

Содержание

Слайд 2

Античная философия — философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую, от раннеклассической философии

Античная философия — философия античности. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую, от раннеклассической
до 529 года, когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. 

Слайд 3

Выделяют следующие периоды: 
Натурфилософский;
Гуманистический; 
Классический; 
Эллинистический; 
Религиозный; 
Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Выделяют следующие периоды: Натурфилософский; Гуманистический; Классический; Эллинистический; Религиозный; Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Слайд 4

Натурфилософский период

Главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала. Характеризуется соседством-соперничеством нескольких школ.

Натурфилософский период Главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала. Характеризуется соседством-соперничеством нескольких школ.

Слайд 5

Милетская школа

Традиционно первым античным философом считается Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до

Милетская школа Традиционно первым античным философом считается Фалес (ок. 625-ок. 547 гг.
н.э.), является основателем Милетской школы. Школа относится к ранней натурфилософии. 
К Милетской школе относят истоки древнегреческой и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии.
Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода.

Слайд 6

Пифагорская школа

Пифагорская школа относится к поздней натурфилософии. Получило название по имени своего

Пифагорская школа Пифагорская школа относится к поздней натурфилософии. Получило название по имени
родоначальника Пифагора.
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.
В числах пифагорейцы видели:
свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;
объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.
Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна.

Слайд 7

Гуманистический период

 Ярким представителем этого периода является школа софистов.
Софисты сосредоточили свое внимание на

Гуманистический период Ярким представителем этого периода является школа софистов. Софисты сосредоточили свое
социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации. Софистов можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Слайд 8

Классический период

Период расцвета античной философии. Главные особенности классического этапа:
появляются систематизированные учения (оригинальные

Классический период Период расцвета античной философии. Главные особенности классического этапа: появляются систематизированные
философские системы);
переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Слайд 9

Сократ

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Он сделал

Сократ Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Он
центром своего учения человека и его внутренний мир. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.
Главные идеи Сократа:
Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.
Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами, именно это считалось путем достижения истины.

Слайд 10

Платон

Платон, настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь

Платон Платон, настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и
Сократа. Положил начало идеалистическому направлению в философии.
Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.
Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:
мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).
В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Слайд 11

Эллинистический этап
Центральное место в большинстве философских учений  заняла этическая проблематика. Цель философии

Эллинистический этап Центральное место в большинстве философских учений заняла этическая проблематика. Цель
чаще все­го понималась как обретение счастья, что возможно только при долж­ном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этичес­ких проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Слайд 12

Школы эллинистического этапа
Скептицизм — это философское направление, где сомнение ока­зывается универсальным философским

Школы эллинистического этапа Скептицизм — это философское направление, где сомнение ока­зывается универсальным
принципом. Основополож­ником античного скептицизма считается Пиррон. 
Пиррон настолько последовательно придерживался характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на воп­рос: «Пиррон, ты умер?» — отвечал: «Не знаю». Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса. 
1. Что есть то, что нас окружает?
2. Как мы должны к этому окружающему относиться?
3. Что следует из должного отношения?

Слайд 13

Школы эллинистического этапа

Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура.
Кинизм. Название

Школы эллинистического этапа Эпикуреизм — философское направление, названное по имени его основоположника
школы произошло от названия  гимнасии «Киносарг» («Зоркий пес» или «Бе­лая собака»), где занимались первые киники, отсюда названия кинизма — «собачья философия», «собачья школа»; на латыни название последователей этой школы — cynici — циники. Их целью было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни.

Слайд 14

Школы эллинистического этапа

Стоицизм («стоики»). Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику,

Школы эллинистического этапа Стоицизм («стоики»). Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию)
сравнивая их с са­дом или яйцом. Так, логика — это ограда сада, деревья — фи­зика, а плоды на деревьях — этика; или скорлупа яйца — логика, бе­лок — физика, желток — этика. Логика, устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логи­ку; жить надо сообразно природе — отсюда необходимо знать физику. Этика — это высшая наука, так как учит нас достойному поведению. 

Слайд 15

Религиозный этап

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения.

Религиозный этап Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие
Главными идеями неоплатонизма были:
Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.