Слайд 2диалектика
1. Слово "диалектика" - греческое, переводится оно как "наука о ведении спора"
![диалектика 1. Слово "диалектика" - греческое, переводится оно как "наука о ведении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-1.jpg)
или просто как "беседа между двумя людьми". Определение диалектики: "Искусство, устанавливающее правила речи, но не внешней, а внутренней, то есть правила мышления или операции разума". [Ars proponens quaedam praecepta circa sermonem non internum sed externum, consistentem in cognitionibus seu operationibus intellectus recte constituendis].
Слайд 3Боэций определял диалектику как искусство правильно рассуждать и спорить. Другие философы определяют
![Боэций определял диалектику как искусство правильно рассуждать и спорить. Другие философы определяют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-2.jpg)
диалектику как приобретенное свойство разума, то есть науку, кратко излагающую способы получения знания. [Habitus compendiose tractans de modis sciendi]. Под этими способами понимаются определение, деление, доказательство, посредством коих мы и приобретаем знание. В обиходе диалектикой называют сокращенное изложение логики, где приводятся элементарные сведения, касающиеся операций человеческого разума.
Слайд 4В этом смысле диалектику иногда называют введением в логику, или малой логикой.
![В этом смысле диалектику иногда называют введением в логику, или малой логикой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-3.jpg)
Вопросы, разбираемые в логике подробно, диалектика рассматривает в кратком виде. Диалектику называют также введением в философию, потому что она приносит немалую пользу при изучении всех философских дисциплин.
Слайд 5Климент Александрийский совершенно справедливо сказал, что диалектика указывает людям путь к Божественной
![Климент Александрийский совершенно справедливо сказал, что диалектика указывает людям путь к Божественной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-4.jpg)
мудрости. Итак, во-первых, задача диалектики заключается в том, чтобы направлять к истине человеческий разум, который, будучи по природе склонен к заблуждению, постоянно колеблется между ложью и истиной. Благодаря диалектике мы можем избежать ошибок в любой из наук. Во-вторых, объект диалектики - операции разума [operationes intellectus].
Слайд 6операция разума
2. Диалектика понимает операцию разума как некое нематериальное жизненное действие человеческой
![операция разума 2. Диалектика понимает операцию разума как некое нематериальное жизненное действие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-5.jpg)
души, направленное на познание объектов,. В процессе познания объекты эти как бы отражаются в человеческой душе, представляются в ней образно. [Actus quidem vitalis spiritualis animae per quem anima objecta cognoscit et circa illa ita versatur ut haec objecta in illo actu tanquam in sua imagine represententur et reluceant].
Слайд 7Слово "операция" употребляется здесь потому, что в названном действии осуществляется разумная потенция
![Слово "операция" употребляется здесь потому, что в названном действии осуществляется разумная потенция](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-6.jpg)
[potentia intellectiva], которая направляется на какой-либо объект, следовательно, Разумная потенция "действует, работает" именно в том смысле, в каком и употребляется глагол "operari". Действие это называют так же "внутренним словом" оттого, что в процессе познания ум как бы разговаривает сам с собой.
Слайд 8По аналогии с нарисованной картиной то же самое действие называют "воспроизведенным образом"
![По аналогии с нарисованной картиной то же самое действие называют "воспроизведенным образом"](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-7.jpg)
[species expressa] или "изображением объекта", поскольку познанный объект относится к разуму точно так же, как, допустим, человек к своему портрету. Объектом, на который направляется деятельность разума, считается любая вещь, имеющая быть представленной в разуме посредством осуществления разумной потенции.
Слайд 9Операции разума
3. Поскольку разумная потенция может направляться на объект тремя различными способами,
![Операции разума 3. Поскольку разумная потенция может направляться на объект тремя различными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-8.jpg)
в диалектике изучают три рода, или соподчиненных вида, операций разума. При первой операции разум лишь созерцает объект, ничего насчет него ни утверждая, ни отрицая. В этом случае мы имеем дело с первым созерцанием разума [intuitus primus].
Слайд 10Так, услышав слово "Бог" или "ангел", мы получаем знание об объектах, данными
![Так, услышав слово "Бог" или "ангел", мы получаем знание об объектах, данными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-9.jpg)
словами обозначаемых, однако же ничего насчет них ни утверждаем, ни отрицаем. Мы же не задаемся вопросом, существует ли Бог?
Слайд 11Един ли Он в трех Ипостасях? Далее, услышав какое-нибудь высказывание, представляющее собою
![Един ли Он в трех Ипостасях? Далее, услышав какое-нибудь высказывание, представляющее собою](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/887901/slide-10.jpg)
связный ход мыслей [discursus], мы можем получить о нем знание как о таковом, безо всякого согласия или несогласия с ним. Операция эта называется первой, потому что предшествует прочим операциям разума, я имею в виду суждение и рассуждение. И в самом деле, она осуществляется до суждения, ведь прежде чем судить о каком-либо объекте, я должен познать этот объект простым созерцанием [simplici intuitu].