Слайд 2В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов
После увлечения идеями утопического социализма,
произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х годов, он исповедовал идею почвенничества, для которой была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. По сути, произошел коренной перелом в идеалах, и сегодня можно лишь поражаться прозорливости русских мыслителей 19 века (Ф. М. Достоевскому, Вл. Соловьеву), которые отказывались видеть существенное различие между “социализмом” готовившимся русскими “бесами”, и той самой буржуазностью, которой “социалисты объявили перманентную войну, стоившую народу десятки миллионов человеческих жизней. По сути таковой была цель победы «научных идей» западничества над ненаучной идеей их оппонентов. Но в эпоху творчества Достоевского спор идеологий не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории (философии, религии, истории, гносеологии).
Слайд 3Благодаря своей гениальной прозорливости, Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого
человека, то есть - его нравственных устоев
Слайд 4Исследуя человека, автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности,
сколько на суть сформировавшегося человека. Его интересует человек, смысл его существования, суть его личности-то есть спектр основных вопросов философии. Определить суть человека не просто. Мы умеем анализировать его разум и сознание, посредством самого сознания. Но по Достоевскому, человек не сводиться лишь к сознательному субъекту. Он подчеркивает ограниченность разума в познании человека. Разум познает в человеке не лишь себе подобное и сводит человека к тому, что он познал.
Слайд 5Лучшие люди, в произведениях Достоевского, это люди сердца, чувств.
Слайд 6Совесть
Достоинство
Справдедливость
Слайд 7Следующей особенностью философского мышления Достоевского является отношение человека к религии, к богу,
к моральным устоям церкви.
Слайд 8Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
Божества
Путь
богочеловека.