Сущность, общие характеристики и основные черты античной философии

Содержание

Слайд 2

ВОПРОС № 1

СУЩНОСТЬ, ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

ВОПРОС № 1 СУЩНОСТЬ, ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 3

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ЭТО

комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ЭТО комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими
в период с 7 в. до н.э. по 6 в.н.э. и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством.

Слайд 4

Фалес Милетский
(637/624 — 547/558)
«Первый античный
философ»

Аниций Манлий Торкват
Северин Боэций
ок. 480 — 524
«Последний

Фалес Милетский (637/624 — 547/558) «Первый античный философ» Аниций Манлий Торкват Северин
античный
философ»

Слайд 5

ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв.

ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V
до н. э.
Классический этап: середина V – конец IV вв. до н. э.
Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.
Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н. э.

Слайд 6

Античная философия начинается со стремления понять сущность
природы и космоса.
Главный вопрос

Античная философия начинается со стремления понять сущность природы и космоса. Главный вопрос
- это вопрос о первоначале мира (архэ).
Основная черта: космизм.

Слайд 7

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ИНДИВИДУАЛИЗМ И ФАТАЛИЗМ В ПРАВОПОНИМАНИИ

ЭПИКУР

СТОИКИ

древнегреческие

древнеримские

«Боги и люди – правит

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: ИНДИВИДУАЛИЗМ И ФАТАЛИЗМ В ПРАВОПОНИМАНИИ ЭПИКУР СТОИКИ древнегреческие древнеримские
необходимость»,
«Малое государство –правит случайность»

Свобода существует как «свобода от» и в первую очередь – «от зла»

Зенон,
Хрисипп

Естественный закон – божественный, обладает силой делать правильно,
запрещает неправильное поведение

Первая философская
концепция либерализма

Договорная концепция государства и права

Добродетели

УДОВОЛЬСТВИЕ

АТОРАКСИЯ

СВОБОДА

С обществом человек не связан, а заботится о себе

Плутарх,
Сенека

«Чего не желаешь себе, не желай другому»

«Долг есть действие присущее природным созданиям, то что согласуется с долгом и разумно»

Диоген Лаэртский

Плутарх,
Сенека

Эпиктет

Слайд 8

ВОПРОС № 2

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВОПРОС № 2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 9

Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.)

Из воды все возникает и в

Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.) Из воды все возникает и
неё превращается.
Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания
(при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом).

Слайд 10

Анаксимандр Милетский (610 — 547/540 до н. э.)

«О природе» 547 до н.

Анаксимандр Милетский (610 — 547/540 до н. э.) «О природе» 547 до
э.
Закон сохранения материи: «Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».
Вселенная развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов.
Источник происхождения всего сущего - некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон
Из него всё возникает и в него всё превращается.

Слайд 11

Анаксимен Милетский (585/560 — 525/502)

Первооснова мира - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую

Анаксимен Милетский (585/560 — 525/502) Первооснова мира - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую
форму воздух, из которого возникает всё остальное.
Материализует апейрон, неопределённое, беспредельное, бесконечное первовещество.
Воздух так же беспределен.

Слайд 12

Гераклит Эфесский ( 544—483 гг. до н. э)

«Все течет и движется, и

Гераклит Эфесский ( 544—483 гг. до н. э) «Все течет и движется,
ничего не пребывает».
Огонь -первоначало мира.
Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю.
Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Гераклит на картине И. Морельсе (ок. 1630)

Слайд 13

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н.

Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н.
э.)

Мир есть система атомов в пустоте.
Атомов бесконечное число и бесконечны их формы, движение — свойство, присущее атомам.
Атомы движутся в пустом пространстве, хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.
Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено различием слагающих их атомов, и различием порядка сборки.
Различные качества тел определяются свойствами атомов, их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств.

Слайд 14

Детерминизм Демокрита

Детерминизм — это позиция, согласно которой все происходящее в мире определяется

Детерминизм Демокрита Детерминизм — это позиция, согласно которой все происходящее в мире
какими-то причинами.
Известен пример Демокрита об орле и черепахе: лысый человек убит орлом, сбросившим ему на голову черепаху. Люди называют такие события случайными. Но здесь сочетание целого ряда причин. Это поиск орлом большого камня, о который можно было бы разбить панцирь черепахи и съесть ее. Это лысина человека, находившегося в этот момент под орлом, принятая им за камень. И это совпадение одного с другим, что и приводит к трагическому событию. Все не случайно.
«Беспричинные» случаи вообще невозможны.
Случай есть стечение причин и обстоятельств.
Люди сотворили себе кумира из случая, прикрывая им свое недомыслие. Они называют «случайными» события, причин которых не знают или не хотят узнавать по лености своей.

Слайд 15

Основной принцип существования человека - нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа

Основной принцип существования человека - нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа
(эвтюмия), лишенном страстей и крайностей.

Агостино Карраччи. Демокрит.
Национальные музей и галерея Каподимонте
. Неаполь, (1598 год)

Хендрик Тербрюгген,
«Смеющийся Демокрит» (1628)

Слайд 16

КЛЮЧЕВЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ

Гераклит

7 греческих мудрецов

Пифагор

Гесиод
(«Теогония», «Труды и дни»)

Гомер
(«Илиада»,

КЛЮЧЕВЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ Гераклит 7 греческих мудрецов Пифагор Гесиод («Теогония», «Труды
«Одиссея»)

Автор идей:
о правовом равенстве,
о надлежащей мере как воздаянии равном,
о власти богов как высшей справедливости

«Око за око,
зуб за зуб»

Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев», Питтак Метиленский – «Ничего лишнего», Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»,
Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»,
Хилон Спартанский - «Познай самого себя»,
Биант Приенский - «Худших всегда больше» ,
Клеобул Линдский - «Мера важнее всего»

Автор идей и всех последующих концепций естественного права – норм всеобщего разума, выраженных в позитивном законе

Знание о справедливо-сти, законе и т.д. – часть знания о мире вообще, о космосе

«Дике» -справедли-вость

«Эвномия» –
благозаконие

«Тиме» - честь

«Дэмис» - обычай

«Номос» - закон

«Фесен» - естественное
право

«Номо» - положительное
право

Слайд 17

ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, ПРАВО

Софисты ( 5 в. до н.э.)

Демокрит (сер. 5 в. до

ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, ПРАВО Софисты ( 5 в. до н.э.) Демокрит (сер. 5
н.э.)

Основа правильного поведения –знание законов, требований справедливости

Право опирается на добродетели:
Умеренность,
Мужество,
Мудрость,
Справедливость

Поиск основ права и закона в природе человека и общества

Критий,
Гиппий,
Протагор

Общество, государство, закон – продукт естественного развития природы и противопоставление их искусственным образованиям

Социально рационально-диалектический подход к праву и закону

Критерий справедливости в этике и политике в соответствии с природой

Критиковал неистинные представления о справедливости

Концепция философско-правового рационализма

Платон, 427-347 гг. до н.э.
(труды: «О добродетели»,
«О справедливо-сти», «Государство», «Законы»)

Аристотель, 384-322 гг. до н.э.

Незнание законов –
источник аморальности

Равенство

Главная черта правосудия -
равенство закона
как меры справедливости

Геометри-ческое

Арифмети-ческое

По достоинству и добродетелям

Мера веса и числа

Характерен поворот от объективно божественного начала к субъективно человеческому
Протагор (490-420 гг. до н.э.):
закон и правопорядок – результат договора между людьми

Сократ (470-399 гг. до н.э.)

Слайд 18

Сократ ( 470/469 г. до н.э. - 399 г. до н.э.)

«Я знаю

Сократ ( 470/469 г. до н.э. - 399 г. до н.э.) «Я
только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Майевтика (с греч.повивальное искусство, родовспоможение) - метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям.

Слайд 19

Платон (427г.до н.э.–347 г. до н.э.)

Человек - существо, обладающее телом и душой
В

Платон (427г.до н.э.–347 г. до н.э.) Человек - существо, обладающее телом и
душе 3 части: разум, воля и вожделение
После смерти душа освобождается от тела.
В основе лежит идея справедливости
Государство включает в себя три сословия: ремесленников, воинов и мудрецов
Правильные формы правления: аристократия и монархия, но не демократия.

Слайд 20

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.)

Ученик Платона.
С

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) Ученик Платона.
343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 335/4 г. до н. э. Основал Ликей - Лицей, или перипатетическую школу.

Слайд 21

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АРИСТОТЕЛЯ

РАСПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
или
СОЦИАЛЬНАЯ
(геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства,

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АРИСТОТЕЛЯ РАСПРЕДЕЛЯЮЩАЯ или СОЦИАЛЬНАЯ (геометрическое равенство и соразмерность доли
получаемой гражданином, с его достоинством и заслугами)

УРАВНИВАЮЩАЯ
(арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказания)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ЕСТЕСТВЕННОЕ
ПРАВО

ВОЛЕУСТАНОВЛЕННОЕ ПРАВО

НЕПИСАНЫЙ ЗАКОН

ПИСАННЫЙ ЗАКОН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
(ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВО)

Слайд 22

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ

10 категорий:
сущность,
качество,
количество,
отношение,
место,
время,
состояние,
обладание,
действие,

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ 10 категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание.

страдание.

Слайд 23

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ

Понятия формируются человеком в процессе познания, из понятий складываются суждения, которые

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ Понятия формируются человеком в процессе познания, из понятий складываются суждения,
могут быть истинными и или ложными.
Из суждений складывается силлогизм – совокупность связанных между собой суждений. В котором из двух или более суждений выводится новое.

Слайд 24

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ АРИСТОТЕЛЯ

«Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ АРИСТОТЕЛЯ «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и
же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».

Слайд 25

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Поведение человека зависит не только от того, понимает ли он свою

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ Поведение человека зависит не только от того, понимает ли он
пользу, но и от того, что и как он приучен делать.
Цель для человеческой души – деятельность души , согласованная с суждением.
ДИАНОЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ.
Эти ценности справедливы для всех людей, а этические - действительны в рамках определенного общества.

Слайд 26

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ

Основная причина формирования государства - естественное стремление человека к коллективной

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ Основная причина формирования государства - естественное стремление человека к
жизни.
Правильные формы правления: монархия, аристократия, народовластие;
неправильные: тирания, олигархия, демократия;
Только при правильных формах власть стремится к благу граждан.

Слайд 27

ВОПРОС № 3

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВОПРОС № 3 ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 28

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
(106 – 43 ГГ. ДО Н. Э.) 

Мысль о необходимости разделения

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ (106 – 43 ГГ. ДО Н. Э.) Мысль о
властей «из-за их смешивания".
По его мнению, успех Рима заключался в сочетании трех властей: власти консулов (императорская), власти сенаторов (аристократов) и власти демоса (народа).
Признавалось необходимым "оставить немного власти народу", - только при таком условии в обществе и государстве могут царить мир и покой.

Слайд 29

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: подход древнеримских философов и юристов

Цицерон

Римские юристы

Классический период

Цитируемые юристы

Разработка

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: подход древнеримских философов и юристов Цицерон Римские юристы Классический
вопросов юридического правопонимания

Создатели науки «Юриспруденция»

Справедливость – вечное свойство природы, ее разумно-духовный аспект, источник и носитель естественного права

Государство
есть общий порядок

Не нарушать чужую собственность

Не вредить
другим

Естественное право есть воплощение природной справедливости

Соответствие права справедливости

Содержательное определение закона

Развитие проблем общей теории права

Развитие концепции различия права и закона

Разработка концепции равенства как основного принципа права

Деление права на публичное и частное

Имя файла: Сущность,-общие-характеристики-и-основные-черты-античной-философии.pptx
Количество просмотров: 72
Количество скачиваний: 0