Слайд 2Определение философии. Истоки понятия
Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к
мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость).
Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно получило в V в. до н. э. филиа означает прежде всего «дружеское влечение».
Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий философ — Аристотель, «занимается первыми причинами и началами», из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений.
Слайд 3Становление философии из мифологии
Материалом для построения философии послужила предшествовавшая ей по времени
отрасль духовной культуры — мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и смыслового.
Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
Слайд 4Становление философии из мифологии
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно
утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления.
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими.
«Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Слайд 5Становление философии из мифологии
Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления
заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы.
Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога».
В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Слайд 6Возникновение философии в Древних Индии, Китае и Греции
Философия могла возникнуть в Индии,
Китае, Греции.
Политическая ситуация в трех регионах была сходной:
небольшие свободные государства,
взаимодействующие друг с другом.
Индийская и китайская культуры подготовили появление философии,
но возникла она в культуре греческой.
Слайд 7Возникновение философии в Древних Индии, Китае и Греции
Становлению философии в Индии и
Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины.
Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы.
По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои.
Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Слайд 8Становление философии из мифологии
Миф широко использовался в период становления философии как удобная,
привычная всем форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание.
Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования.
Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным.
За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.
Слайд 9Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
Становление философии из мифологии позволяет определить ее
как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум». Но эти два слова не тождественны.
Что включает в себя рациональность?
Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д,
где Р — рациональность,
П — понятийность,
Л — логичность,
Д — дискурсивность.
Слайд 10Понятийность
Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т. е. слов и терминов,
определенных по соответствующим правилам.
Эти правила таковы:
существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных обобщенных свойств предметов;
2) всеобщность определения, т. е. принадлежность описанных в нем признаков любому конкретному объекту, принадлежащему к определяемому классу;
3) однозначность определения, т.е. признание его правильным всеми людьми;
4) положительность определения, т. е. включение в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.
Слайд 11Логичность
Второй составной частью рациональности является логичность,
т.е. мышление в соответствии с законами формальной
логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов.
Слайд 12Дискурсивность (обоснованность)
Третья составная часть рациональности — дискурсивность.
Слово «дискурсия» не надо путать
со словом «дискуссия», означающим «обсуждение чего-либо». Дискурсия характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения.
Предположим, вы говорите, что вам нравится какой-то человек.
Если вы можете объяснить, за что именно он вам нравится (умный, добрый, веселый и т.д.), вы мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.
Слайд 13Выводы по рациональности:
Три составные части рациональности развиты в каждом человеке неодинаково,
Все
они необходимы для философствования.
Имеет место быть тенденция к рационализации, проявляющуюся в эволюции природы (включая сюда и возникновение человека как разумного существа), мышления и общества.
Становление философии как рациональной отрасли культуры является закономерным результатом эволюции, подтверждающим наличие этой тенденции.
В философии имеет место и иррационализм, но он возможен именно на фоне общей рациональной основы философии.
Рациональность — основное свойство философии.