Философия древнего мира

Содержание

Слайд 2

Античная философия

Античная философия прошла в своём развитии более чем тысячелетний период –

Античная философия Античная философия прошла в своём развитии более чем тысячелетний период
с VII-VI в. до н.э. до 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан издал указ о закрытии в Афинах всех философских школ.
Родиной философии является Древняя Греция, давшая миру огромное количество выдающихся философов.
Некоторые исследователи считают, что этому способствовали особые экономические факторы, становление античной демократии с её политическими свободами и правами, развитие ремёсел и расширение торговли с соседними странами, рост самосознания граждан демократических полисов Древней Греции.

Слайд 3

Греки – мыслители древности

Как бы то ни было, именно грекам принадлежит

Греки – мыслители древности Как бы то ни было, именно грекам принадлежит
слава первых по-настоящему свободных мыслителей древности, переставших удовлетворяться традиционной мифологической картиной мира и попытавшихся самостоятельно, опираясь лишь на собственное умозрение, постичь тайны мироздания.
Античной философии была уготована долгая судьба, она просуществовала в общей сложности около тысячи лет.

Слайд 4

Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.)

 гражданин Эфеса, был одним из самых

Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.) гражданин Эфеса, был одним
оригинальных мыслителей Древней Греции.

Происходил из аристократического рода, но стремился к одиночеству, жил бедно и последние годы жизни провёл в хижине в горах.

Слайд 5

Сочинение «О природе»

Гераклита называли Тёмным, потому что его трудно было понять: в

Сочинение «О природе» Гераклита называли Тёмным, потому что его трудно было понять:
его суждениях было много метафор, сравнений, он выражался загадочно, часто не давая ответа, не поясняя.
Его философское сочинение «О природе» дошло до нас во фрагментах, которых насчитывают до 150, а само это произведение состояло из раздумий о Вселенной, о государстве и о божестве.

Слайд 6

Стихии в понимании Героклита

Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который

Стихии в понимании Героклита Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь,
был из всех природных стихий наиболее подвижным, живым, динамичным.
Огонь для Героклита являлся подлинным первоначалом мира, а вода – лишь одним из его состояний.
Путём сгущения огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода же – в землю.
Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем остыла.

Слайд 7

Идеи Гераклита

Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движения.

Идеи Гераклита Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и

Считается, что именно ему принадлежат высказывания: «Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя дважды войти в одну реку».
Положение о всеобщей изменчивости связывается Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием.
Всё в природе возникает, развивается, двигается, изменяется; в философии эти процессы называются диалектикой, и Гераклит стоял у её истоков.

Слайд 8

Диалектика

ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всевозможных изменений и развития

Диалектика ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всевозможных изменений
в природе, обществе и мышлении.
Гераклит заложил основу теории познания, впервые выделив и сравнив чувственное и рациональное познание.
Из общефилософских взглядов на мир и познание он сделал выводы, позволившие по-новому объяснить ряд политических, этико-религиозных и социальных проблем.

Слайд 9

Демокрит (ок. 470 – ок. 366 до н.э.)

 – учёный – энциклопедист, крупнейший представитель

Демокрит (ок. 470 – ок. 366 до н.э.) – учёный – энциклопедист,
атомистического направления в философии.

Считал, что существует бесконечное множество миров, одни миры возникают, другие гибнут.
Все они состоят из множества атомов и пустоты.

Слайд 10

Идеи Демокрита

Атомы неделимы, вечны, не уничтожаются и не появляются вновь. Число атомов

Идеи Демокрита Атомы неделимы, вечны, не уничтожаются и не появляются вновь. Число
в мире бесконечно.
Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они малые и шарообразные.
Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. Известны его утверждения: «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», «как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним».
Демокрит был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии».

Слайд 11

Сократ (ок. 469 – 399 до н.э.)

- древнегреческий философ, жил в Афинах, активно

Сократ (ок. 469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, жил в
участвовал в делах города.

Полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях.
Познать человек может только то, что в его власти, то есть свою душу.

Слайд 12

Идеи Сократа

Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя».
Он ставил на первое

Идеи Сократа Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». Он ставил на
место этику, главным в человеке считал разум и внутренний нравственный закон.
Человека отличает от других существ душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым, моральным, добродетельным.
Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество.

Слайд 13

Идеи Сократа

Сократ считал, что без душевных упражнений нельзя воспитать в себе добродетели,

Идеи Сократа Сократ считал, что без душевных упражнений нельзя воспитать в себе
среди которых главное – мудрость, справедливость, умеренность.
Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, что означает - человек становится свободным. А в этом и состоит счастье человека.
Сократ был одной из тех знаковых фигур в истории философии, с которых начинается новый отсчёт в её развитии.
Именно благодаря Сократу, его новым идеям, философия античности вышла на совершенно иной уровень мышления.

Слайд 14

Платон (ок. 427-ок. 347 до н.э.)

 - родился в знатной семье.
Его настоящее имя

Платон (ок. 427-ок. 347 до н.э.) - родился в знатной семье. Его
– Аристокл. Познакомившись в 20 лет с Сократом, стал его учеником.

После смерти Сократа долго путешествовал, встречался с рядом философов того времени.

Слайд 15

Идеи Платона

После возвращения в Афины, Платон приобрёл на окраине города дом с

Идеи Платона После возвращения в Афины, Платон приобрёл на окраине города дом
садом и основал там философскую школу – Академию. Просуществовала эта Академия более 900 лет.
Почти все философские сочинения Платона дошли до наших дней. Многие из них написаны в форме художественного диалога, а главным их действующим лицом являлся Сократ.
Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального (проблема идей). По Платону, всё множество идей представляет единство.
Центральной идеей является идея блага, или высшего добра. Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины.

Слайд 16

Идеи Платона

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой; белый

Идеи Платона Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой;
и черный кони (благородное и низменное начало мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании, а также внимание к происхождению государства и права.
Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены лошади (в человеке), управляемые возничим (разумом).
Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие.
Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).

Слайд 17

Учение о душе Платона

Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют

Учение о душе Платона Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности
добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость.
Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы.

Слайд 19

Душа и государство

Душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического

Душа и государство Душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного
процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное музыкальное воспитание, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию.

Слайд 21

Платон о государстве

Венчает набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению подлинного сверхсущего

Платон о государстве Венчает набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению подлинного
блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи.
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (олигархия, демократия, тирания).

Слайд 22

Значение платоновского учения

Открыв мир нематериальных, независимых от человека идей, Платон стал основателем

Значение платоновского учения Открыв мир нематериальных, независимых от человека идей, Платон стал
объективного идеализма.
Это направление задало тон в западной философии на многие столетия вперёд.
Платон развил и научно обосновал учение о познании, диалектике, риторике, античной теологии.
Он стал первым, кто начал по-философски глубоко осмысливать роль и значение в человеческой жизни искусства, политики, морали, этики, эстетики.

Слайд 23

Аристотель (384 до н. э.— 322 до н. э.)

, - древнегреческий ученый, философ, основатель

Аристотель (384 до н. э.— 322 до н. э.) , - древнегреческий
Ликея (Лицея), учитель Александра Македонского.

Слайд 24

Становление философа

Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он

Становление философа Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей.
сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины.
Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона.
Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников.
В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

Слайд 25

Перипатетическая школа

В 343 году до н.э. македонский царь Филипп II пригласил ученого

Перипатетическая школа В 343 году до н.э. македонский царь Филипп II пригласил
стать учителем своего сына Александра.
После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335г. до н.э. вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.
Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей.
Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада.
Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка).
Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

Слайд 26

Идеи Аристотеля

В 323 г. до н.э. после смерти Александра Македонского в Афинах

Идеи Аристотеля В 323 г. до н.э. после смерти Александра Македонского в
начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании, и он был вынужден покинуть Афины.
Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.
Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки.
Он стал основоположником формальной логики, учения о логической дедукции.
Логика у Аристотеля — не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке.

Слайд 27

Идеи Аристотеля

Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности,

Идеи Аристотеля Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и
о форме и материи, действующей причине и цели.
В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия.
В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума.
Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание).
Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель.
Главное значение имеет соотношение формы и материи.

Слайд 29

Идеи Аристотеля

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою

Идеи Аристотеля В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет
причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения.
Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека.
Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика.
Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность.
Именно Аристотель начал специальное изучение свойств и особенностей человеческой души, что стало началом современной науки – психологии.

Слайд 30

Идеи и книги Аристотеля

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к

Идеи и книги Аристотеля В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства,
наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию.
В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание. Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Слайд 31

Книги по ораторскому искусству

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В

Книги по ораторскому искусству Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству.
этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Творческое наследие Аристотеля поистине огромно. Его современники насчитывали до четырёхсот философских работ, принадлежавших его перу! Не будет преувеличением сказать, что в лице Аристотеля античный мир дал человечеству такого гения, учение которого стало основой для многих религиозно – философских систем на многие сотни веков.

Слайд 32

Эпикур (341-270 до н. э.)

- Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными

Эпикур (341-270 до н. э.) - Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах
мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей.

Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

Слайд 33

Направления древнегреческой философии: кинизм, стоицизм, скептицизм.

Направления древнегреческой философии: кинизм, стоицизм, скептицизм.

Слайд 34

Кинизм 

(в более позднем произношении – цинизм)
ведёт своё происхождение от ученика Сократа

Кинизм (в более позднем произношении – цинизм) ведёт своё происхождение от ученика
Антисфена, деятельность которого приходится на начало IV века.
Киники считали, что богатство, слава, роскошь, плотские удовольствия – только временные явления, они губят душу, уничтожая свободу человека.
Истинный мудрец должен жить максимально упрощённой жизнью, довольствуясь лишь самым необходимым.
Необходимо отказаться от всех благ цивилизации, от всех условностей общества, от любой душевной привязанности и всего, что они считали предрассудками.
Тогда человек станет абсолютно свободным, а значит, и счастливым.

Слайд 35

Диоген

 Диоген родился в черноморском городе Синопе в семье изворотливого фальшивомонетчика, сам в

Диоген Диоген родился в черноморском городе Синопе в семье изворотливого фальшивомонетчика, сам
юности активно помогал отцу в этом деле.

Диоген был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег.
Около 385 года Диоген прибыл в Афины и стал учеником философа Антисфена, нищенствующего философа-киника

Слайд 36

Философия Диогена

Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе. Автор 7 трагедий

Философия Диогена Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе. Автор 7
и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней.
Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе), проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали.
По сравнению с Антисфеном, философия Диогена была более радикальной, он ввел понятие космополитизма, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

Слайд 37

Диоген

Диоген

Слайд 38

Зенон (336 до н. э. – 262 до н. э., Афины.)

 древнегреческий философ, основатель

Зенон (336 до н. э. – 262 до н. э., Афины.) древнегреческий философ, основатель стоической школы.
стоической школы.

Слайд 39

Стоицизм

Зенон сформулировал основные принципы стоической философии:
1) космос – это одушевленный организм, разумный

Стоицизм Зенон сформулировал основные принципы стоической философии: 1) космос – это одушевленный
и чувственно воспринимаемый;
2) Зевс-Логос управляет космосом и отождествляется с природой;
3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство мира и придает ему внутреннюю одухотворенность;
4) заимствованное у Гераклита положение о циклическом возникновении и уничтожении миров.
Цель жизни, согласно Зенону, состоит в достижении безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обстоятельств и следовании разумной природе (Логосу).

Слайд 40

Общество по Зенону

Идеальным обществом Зенон считал государство, в котором не будет денег,

Общество по Зенону Идеальным обществом Зенон считал государство, в котором не будет
судов, семьи и брака.
Из утверждения о существовании единого космоса Зенон выводил мысль о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального происхождения.

Слайд 41

Скептицизм

Скептицизм стал своеобразным логическим завершением долгого и сложного пути античной философии в

Скептицизм Скептицизм стал своеобразным логическим завершением долгого и сложного пути античной философии
поисках объективно существующей истины.
Скептики видели свою цель в опровержении догм всех философских школ.
Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остаётся одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Слайд 42

Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н. э.)

 древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма):

Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) древнегреческий философ, основатель
человеческие суждения о вещах произвольны;

следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще и пребывать в состоянии атараксии и апатии.

Слайд 43

Восточная философия Древняя Индия

Восточная философия Древняя Индия

Слайд 44

Принц Шакьямуни

Основателем буддизма является принц Шакьямуни, или, как ещё его называли, Сиддхартха

Принц Шакьямуни Основателем буддизма является принц Шакьямуни, или, как ещё его называли,
Гаутама, который жил в VI-V вв. до н.э.
Все нынешние жизнеописания Будды (так называли его последователи, что значит «просветлённый истиной») являются плодом более поздних умозаключений, основанных на его учении. .

Слайд 45

Принц Шакьямуни

Принц Шакьямуни

Слайд 46

Основы буддизма

Главными идейными основами буддизма являются: ненасилие; благоговение перед любой формой жизни;

Основы буддизма Главными идейными основами буддизма являются: ненасилие; благоговение перед любой формой
избавление от страстей как причины страданий.
В целом, основы буддизма базируются на четырёх главных принципах:
1. Жизнь есть постоянное страдание.
2. У этих страданий есть причины. Это всевозможные человеческие страсти.
3. От страданий необходимо избавиться. Для этого надо стремиться достичь состояния отсутствия желаний и страданий – нирваны.
4. Существует путь избавления от страдания. Этот путь называется « Благородным Путём».

Слайд 47

Учение Будды

По учению Будды, наша жизнь полна страданий оттого, что она ограничена.

Учение Будды По учению Будды, наша жизнь полна страданий оттого, что она

Человек постоянно стремится с чем-то себя отождествить.
Человек никак не может стать самим собой, и его страдания происходят оттого, что он не может обрести свою подлинную природу.

Слайд 48

8 ступеней мудрости человека

Для того, чтобы человек всё же смог найти самого

8 ступеней мудрости человека Для того, чтобы человек всё же смог найти
себя, Будда разработал учение, опирающееся на 8 ступеней мудрости человека:
1. Правильное понимание – полное и правильное усвоение четырёх благородных истин буддизма.
2. Правильное мышление – принятие четырёх истин в качестве личной жизненной программы.
3. Правильная речь - отказ от всех форм обмана, клеветы, хитрости.
4. Правильные действия – ненасилие, ненанесение вреда всему живому.
5. Правильный образ жизни – выработка привычки всегда и во всём поступать правильно.
6. Правильные усилия – бдительность и внимание к себе и своим поступкам.
7. Правильное стремление – стремление к тому, чтобы помнить о преходящести сущего.
8. Правильная концентрация – глубокое духовное самопогружение, отрешение от всего земного, мирского, сущего.

Слайд 49

Конфуцианство

Конфуцианство

Слайд 50

Конфуций

Основатель конфуцианства - Кун - цзы (Конфуций), живший в VI- V в.в.

Конфуций Основатель конфуцианства - Кун - цзы (Конфуций), живший в VI- V
до н. э., родился ок. 550 г.
Сам Конфуций ничего не писал, был всего лишь чиновником.
Ученики записали по памяти его мысли, и это составило главную книгу конфуцианского канона «Беседы и рассуждения».

Слайд 51

Идеи Конфуция

В основе учения Конфуция концепция идеального человека, который должен избавиться от

Идеи Конфуция В основе учения Конфуция концепция идеального человека, который должен избавиться
личных стремлений, стать совершенным человеком с пятью добродетелями:
- человечность и любовь к другим;
- мудрость и интеллект;
- справедливость, долг и честность;
- послушание, деликатность, учтивость;
- покорность воле родителей.

Слайд 52

Идеи Конфуция

Конфуций пришёл к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась

Идеи Конфуция Конфуций пришёл к выводу о необходимости новой моральной философии, которая
бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке.
Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них, а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью.
Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга: «Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью». Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом», то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Слайд 53

Идеи Конфуция

Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей

Идеи Конфуция Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в
семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».
Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие.
Долгом всякого благородного мужа» Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.