Отечественная философия и ее особенности. Лекция 4

Содержание

Слайд 2

4. Отечественная философия Нового времени: классификация

3. Философские направления эпохи Просвещения

2. Русская

4. Отечественная философия Нового времени: классификация 3. Философские направления эпохи Просвещения 2.
средневековая философия : основные черты и вопросы

1. Общая характеристика и периоды развития русской философии

План

Слайд 3

Общая характеристика и периоды развития
русской философии

Общая характеристика и периоды развития русской философии

Слайд 4

Общая характеристика и периоды развития
русской философии

Общая характеристика и периоды развития русской философии

Слайд 5

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Синкретизм

Теистичность

Этизация

Историософичность

В культуре Древней Руси

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы Синкретизм Теистичность Этизация
не существовало разделения между сферами духовной деятельности человека. Любое произведение являлось одновременно памятником и истории, и литературы, и философии

Отсутствие собственного статуса и развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения. Центрами духовной жизни являлись монастыри

Рассмотрение любых проблем с позиции этики: через конфликт сил добра и зла

Центральной проблемой была проблема создания представлений о человеческой истории

Слайд 6

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Философско-религиозная литература

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы Философско-религиозная литература

Слайд 7

Философско-религиозная литература

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Философско-религиозная литература 2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Слайд 8

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Нравственно-назидательная литература

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы Нравственно-назидательная литература

Слайд 9

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Историософская литература

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы Историософская литература

Слайд 10

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы

Исихазм – (греч. –

2. Русская средневековая философия : основные черты и вопросы Исихазм – (греч.
молчание, безмолвие) – этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца», так называемое высшее состояние обóжения

Отшельничество как одинокий подвиг пустынника

Безмолвие как священный покой, молитва «внутреннее делание»

прп. Сергий Радонежский
1314-1392

прп. Нил Сорский
1433-1508

Основатель монастырей

Основатель скитского жительства

Слайд 11

3. Философские направления
эпохи Просвещения

XVII столетие - предтеча русского Просвещения

открываются

Киево-Могилянская академия
1632 г.

Славяно-греко-латинская

3. Философские направления эпохи Просвещения XVII столетие - предтеча русского Просвещения открываются
академия
1687 г.

Петр Могила
(1596-1647)

возглавил:

возглавили:

греческие монахи братья Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды

Опора на Аристотеля
в преподавании

Слайд 12

3. Философские направления
эпохи Просвещения

Петровские преобразования привели к сближению русской культуры

3. Философские направления эпохи Просвещения Петровские преобразования привели к сближению русской культуры с западноевропейской

с западноевропейской

Слайд 13

3. Философские направления
эпохи Просвещения

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 —1765)
крупнейший русский

3. Философские направления эпохи Просвещения Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) крупнейший русский
ученый-естествоиспытатель XVIII в.

Создатель теории «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В основе монады – материальные частицы (у Г. Лейбница монады духовные)

Деист: допуская сотворение мира Богом, считал, что Бог более не вмешивается в дела природы

Как и Аристотель, говорит, что тела состоят из материи и формы, но форма зависит от материи (у Аристотеля наоборот)

Философия носит секуляризованный, антиклерикальный характер

Слайд 14

3. Философские направления
эпохи Просвещения

3. Философские направления эпохи Просвещения

Слайд 15

4. Отечественная философия Нового времени: классификация.

Чаадаев П.Я.

Материалистические учения

Позитивизм

Идеалистические учения

Материализм

Анархизм

Народничество

Марксизм

Федоров Н.Ф.

Толстой Л.Н.

Достоевский

4. Отечественная философия Нового времени: классификация. Чаадаев П.Я. Материалистические учения Позитивизм Идеалистические
Ф.М.

Данилевский Н.Я.

Леонтьев К.Н.

Соловьев В.С.

Лавров П.Л.

Лесевич В.В.

Чернышевский Н.Г.

Бакунин М.А.

Кропоткин П.А.

Писарев Д.И.

Михайловский Н.К.

Плеханов Г.В.

Слайд 16

Чаадаев Петр Яковлевич
(1794 - 1856)

4. Отечественная философия Нового времени: классификация.

Основные направления

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 - 1856) 4. Отечественная философия Нового времени: классификация.
философии

философия человека
Человек есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве (использует принцип методологического и социологического коллективизма). Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как лич­ность. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных.

философия истории
В основе исторического процесса лежит Бо­жественное Провидение. Воплощение (провиденциализм) Божественной воли - хри­стианство. Христианство - стержень, двигатель истории.
Рос­сия "выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации.

Труды:
«Письма о философии истории», «Апология сумасшедшего»

Слайд 17

4. Отечественная философия Нового времени: классификация

«Русская идея» - проблемы об историческом

4. Отечественная философия Нового времени: классификация «Русская идея» - проблемы об историческом
пути России, своеобразии русской истории и культуры, судьбе России и специфике решения проблем государственности, свободы, демократии

западничество

немецко-классическая философия и ценности Запада

Россия должна пойти по пути запада

Станкевич Н.В.
Грановский Т.Н.
Белинский В.Г.
Герцен А.И.

славянофильство

Православие, народность, самобытность

Россия несет свою миссию, она имеет свой стержень культуры

Кириевский И.В.
Хомяков А.С.
Аксаков К.С.
Самарин Ю.Ф.

Соборность – множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви

Ценили самобытные особенности русской культуры – Россия идет по Собственному пути

История – синоним прогресса, конечная цель которого – создание общества, способного дать личности свободу

В центре мироздания ставилась индивидуальность, живое человеческое «Я»

Слайд 18

4.1. Идеализм философии Нового времени

К идеалистическому течению относится ортодоксально-монархическая философия

Федоров Николай Федорович

4.1. Идеализм философии Нового времени К идеалистическому течению относится ортодоксально-монархическая философия Федоров
(1829 — 1903)

В центре философии:
҉единство мира (мир един: природа, Бог, человек являются одним целым и связаны между собой; соединяет их воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, в основе единый мировой разум)
҉проблема жизни и смерти («моментом истины» жизни человека является ее конечность, самое большое зло - смерть. Человечество должно объединиться ради общего дела - победы над смертью. Победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления, а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления. он настаивает на необходимости всеобщего спасения.
҉проблема морали и правильного образа жизни (призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших
образов морали. Необходимо жить «с каждым и для каждого»)
Учение Федорова получило название «философия общего дела»

Цель — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию.

Лозунг: "Православие, самодержавие, народность"

Представители:
Н.В. Федоров,
К.Н. Леонтьев

основоположник русского космизма

Слайд 19

4.1. Идеализм философии Нового времени

осуждал мир угнетения и эксплуатации, несправедливости и насилия;
концепция

4.1. Идеализм философии Нового времени осуждал мир угнетения и эксплуатации, несправедливости и
«Непротивление злу насилием» предполагает комплекс мер, нейтрализующих насилие государственной власти: отказ от участия во всем, что поддерживает власть, (т.е. армии, полиции, отказ от уплаты налогов и т.п.) Принципы всеощей любви, смирения и непротивления злу насилием составляют движущее начало развития общества. Смысл жизни в самосовершенствовании;
мировоззрение Толстого можно охарактеризовать как панморализм, для него нравственность выше искусства и науки;
полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума.

представитель «почвенничества»;
важнейшее свойством русской души - «всемирную отзывчивость», наличие в качестве национального идеала «идеи всечеловечности»;
особенность человеческого бытия - в противоречивости желаний и страстей, раздирающих душу;
в центре проблемы человеческого «отступничества» от веры, трагедии неверия, греха, преступления, раскаяния человека и его возрождения, спасения.
спасение человечества - в христианских идеалах любви, добра и красоты («красота спасет мир»).
каждая конкретная отдельная личность является абсолютно свободной.

Слайд 20

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853—1900)

4.1. Идеализм философии Нового времени

Работы: «Философские начала цельного знания»;

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) 4.1. Идеализм философии Нового времени Работы: «Философские начала
«Духовные основы жизни», «Великий спор и христианская политика» и др.

Основные положения и идеи:
идея всеединства — центральная идея философии, утверждающая объединение и гармонию всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
идея Бога как выражения добра;
идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Слайд 21

4.2. Материализм и анархизм философии Нового времени

Чернышевский Николай Гаврилович
(1828—1889)

Основные труды:

4.2. Материализм и анархизм философии Нового времени Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) Основные
«Эстетическое отношение искусства к действительности»; «Антропологический принцип в философии»; роман «Что делать?»

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена

Человек — материальное существо, у него нет никакой души, сознание — это свойство, развившееся у материи

Общество - совокупность индивидов, законы функционирования общества производны от законов частной жизни людей

придерживается концепции «разумного эгоизма»: любой человек в своей жизни стремится прежде всего к своему личному счастью, но, будучи существом разумным, он понимает, что при этом необходимо учитывать интересы других людей («одинокого счастья нет»). Поэтому он может и должен стремиться к совершению поступков, которые идут на пользу не только себе самому, но и всему обществу

Слайд 22

4.2. Материализм и анархизм философии Нового времени

Анархизм (от греч. «безначалие», «безвластие») идейное

4.2. Материализм и анархизм философии Нового времени Анархизм (от греч. «безначалие», «безвластие»)
течение, в котором главной причиной социального неравенства, несправедливости, эксплуатации человека человеком и т.п. считается государство — независимо от типа государства и формы правления

Основные положения философии

Бакунин Михаил Александрович
(1814—1876)

Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921)

Слайд 23

5. Русский космизм

Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир

5. Русский космизм Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий
(природу), человека как единое взаимосвязанное целое

Циолковский Константин Эдуардович
(1857 — 1935)
Сторонник идеи веч­ности, несотворимости, материи в ее основе лежат мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.
Не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. Во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
Верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.

Бугаев
Николай Васильевич
(1837 — 1902)
построил философскую систему космических монад;
космос состо­ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад;
мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого«;
благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

Слайд 24

Вернадский Владимир Иванович (1863 — 1945)
обосновал теорию ноосферы; по мере эволюции

Вернадский Владимир Иванович (1863 — 1945) обосновал теорию ноосферы; по мере эволюции
человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.
в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Чижевский Александр Леонидович (1897 — 1964)
создатель философской системы космической биологии.
развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце.
вспле­ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

5. Русский космизм