Средневековая философия Схоластика

Содержание

Слайд 2

Схоластика

Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр

Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для
Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Слайд 3

Проблема веры и разума

Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них,

Проблема веры и разума Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать
как некий образец размышления кое-что из того, что я высказывал им простыми словами в [наших] разговорах, о том, как следует размышлять о сущности Бога и других вещах, относящихся к размышлению такого рода. Притом они, <…> заказали мне такую форму этой письменной медитации, чтобы в последней совершенно ничто не принималось как доказанное на основании ссылки на авторитет Писания, но чтобы всё утверждаемое в выводе из отдельных исследований строго последовательно вытекало из рассуждения и было явственным образом очевидно истинным.

Ансельм Кентерберийский. «Монологион».

Слайд 4

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Нерациональные

Рациональные

Свидетельство Священного Писания

Чудеса (коллективный мистический опыт)

Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т.п.)

Онтологическое

Космологическое

Телеологическое

Каузальный вариант

Модальный вариант

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса

Слайд 5

Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то

Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал,
такой природы нет?

Но, конечно, этот же самый безумец, слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», – понимает то, что слышит;

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше.

а то, что он понимает, есть в его уме, даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует [объективно].

И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме.

Ансельм Кентерберийский. «Прослогион».

Слайд 6

есть

присущи

присуще

присуще

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Бытие

Богу

Следовательно,

средний термин

Бог (по определению)
есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все совершенства (все блага в

есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Бытие Богу Следовательно,
превосходной степени).

Все блага

Богу

Бытие

благо

Слайд 7

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Например, люди говорят, что где-то в океане есть остров,

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Например, люди говорят, что где-то в
<…> о котором рассказывают, что он гораздо больше, чем, по преданию, острова блаженных, изобилует неисчислимым множеством богатств и всяческих наслаждений и, не имея на себе никакого владетеля или обитателя, превосходен перед всеми землями, населёнными людьми, обилием благ. Положим, кто-то рассказывает мне, что это так, и я легко понимаю сказанное, в чём нет никакой трудности.

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Слайд 8

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Но если он вслед за этим, как бы последовательно

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Но если он вслед за этим,
добавляя, говорит: «Ты больше не можешь сомневаться в том, что этот остров, превосходнейший из всех земель, где-то есть на самом деле, так же как ты не сомневаешься в том, что он есть в твоём уме. А так как превосходнее быть не только в уме, но и в действительности, то он с необходимостью должен быть в действительности, так как если нет, то всякая другая земля, существующая в действительности, превосходнее его, и тогда он, <…> уже не будет превосходнейшим»; …

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Слайд 9

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

… если, говорю, он этим захочет убедить меня в

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства … если, говорю, он этим захочет
том, что больше не надо сомневаться в действительном существовании этого острова, то я должен либо счесть, что он шутит, либо уж не знаю кого нужно почитать за бóльшего глупца: меня, если соглашусь с ним, или его, если он считает, что с какой-нибудь достоверностью доказал мне существование этого острова...

Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Слайд 10

есть

присущи

присуще

присуще

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Бытие

Бабе Яге

Следовательно,

Баба Яга (по определению)
есть не вполне совершенная сущность, а именно: сущность, которой присущи все

есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Бытие Бабе
совершенства (блага), кроме доброты и красоты.

Бабе Яге

Бытие

средний термин

Все блага, кроме доброты и красоты,

благо, отличное от доброты и красоты

Слайд 11

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы
своей собственной производящей причиной.

Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.

Космологическое доказательство Каузальный вариант

Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего.

Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 12

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Если всё должно иметь причину, то должен иметь причину

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Если всё должно иметь причину, то
и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Слайд 13

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства По своей природе аргумент первопричины ничем
индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон – на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чём же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чём-нибудь другом».

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Слайд 14

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Закон причинности не столь податлив, чтобы позволить пользоваться им, как извозчиком,

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Закон причинности не столь податлив, чтобы
которого, доехав до места назначения, отправляют домой. Он больше похож на оживлённую гётевским учеником чародея метлу, которая, однажды приведённая в действие, не перестаёт носиться и мести, и остановить её может только сам старый чародей.

Артур Шопенгауэр. «О четверояком корне закона достаточного основания».

Слайд 15

Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А всё, существование

Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А всё,
чего не является необходимым само по себе, либо возможно, либо невозможно.

Всё, что само по себе невозможно, не существует.

Космологическое доказательство Модальный вариант

Следовательно, либо вообще ничего нет, либо существует нечто, не просто возможное, а необходимое само по себе (необходимосущее). Это и есть Бог.

То, что само по себе не необходимо, но возможно, существует благодаря чему-либо иному.

Если это «иное» (причина) само по себе не необходимо, а лишь возможно, оно для своего существования нуждается в чём-то третьем и т.д.

Абу Али ибн Сина. «Книга знания».

Слайд 16

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует,
них возможно и быть, и не быть.

Но коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него; и если же всё может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет.

Космологическое доказательство Модальный вариант

И так как ряд внешних причин, обусловли- вающих друг друга, уходит в бесконечность, необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог.

Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо пере- шло в бытие, и потому ничего не было бы.

Поскольку это очевидным образом ложно, не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 17

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Это явствует из

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это
того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 18

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Слайд 19

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства Неужели вы думаете, что если бы
и всеведением да ещё дали бы в придачу миллионы лет, чтобы совершенствовать созданный вами мир, то вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль?

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Имя файла: Средневековая-философия-Схоластика.pptx
Количество просмотров: 2042
Количество скачиваний: 19