Содержание
- 2. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации «процесс, в ходе которого сложно организованный институт посредством
- 3. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Позитивистски-ориентированные подходы, доминировавшие до 1970-х годов, ориентируются на
- 4. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Символически-ориентированные подходы к анализу массовой коммуникации, ориентируются на
- 5. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Большинство определений массовой коммуникации, созданных до активной экспансии
- 6. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Активная экспансия новых сетевых медиа-технологий, предполагающих принцип интерактивности,
- 7. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Первыми собственно научными концепциями массовой коммуникации стали теории
- 8. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Второй этап развития медиа-исследований определился доминированием структурного функционализма и пересмотром
- 9. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Исходя из вышесказанного, мы можем классифицировать теории медиа
- 10. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Классификация основных теорий с точки зрения объектов исследования
- 11. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Классификация этих теорий по модели Г. Лассуэлла и
- 12. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Эмпирико‑функционалистская группа изучения массовых коммуникаций • бихевиоризм; •
- 13. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Основоположником теории общественного мнения был Уолтер Липпман, профессор
- 14. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Своего рода альтернативой структурному функционализму выступил неомарксизм. В
- 15. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 16. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Удерживаются следующие положения: объективный характер общественных отношений; несводимость социально-структурных факторов
- 17. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Первое направление связано с анализом института масс-медиа как механизма трансляции
- 18. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Антонио Грамши: гегемония и «органические интеллектуалы». Антонио Грамши (1891-1937) был
- 19. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 20. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Критическая теория Франкфуртской школы. Одним из центров западной социологической и
- 21. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 22. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Важнейшим трудом, ставшим своеобразным теоретическим манифестом этого течения, является вышедшая
- 23. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации «Знание есть власть»: тоталитаризм инструментальной рациональности. «Программой Просвещения было расколдовывание
- 24. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации «Сегодня она вступает во владение цивилизаторным наследием предпринимательской демократии и
- 25. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Культуриндустрия, или «хлеба и зрелищ» для одномерного человека эпохи позднего
- 26. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации «Культуриндустрия порочна, однако не как вавилонское скопище грехов, но как
- 27. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Такое понимание массы и индивида эпохи культуриндустрии приводит франкфуртцев к
- 28. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 29. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Вальтер Беньямин: тиражирование произведения искусства и его последствия. Вальтер Беньямин
- 30. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 31. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Однако, Беньямин в отличие от Адорно резко отрицательно относившегося к
- 32. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации «Тем самым разделение на авторов и читателей начинает терять свое
- 33. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации В рамках этого подхода была разработана концепция авторитарной личности –
- 34. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 35. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Возникшее после войны индустриальное общество было предметом социо-психологического анализа другого
- 36. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 37. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации В современном обществе все люди по сути одинаковы, так как
- 38. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 39. Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации Критическая теория возникает в недрах Франкфуртской школы –
- 40. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Луи Альтюссер: масс-медиа и «идеологические государственные аппараты».Важнейший вклад в неомарксистский
- 41. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Луи Альтюссер пишет о том, что в современных обществах аппараты
- 42. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Альтюссер определяет идеологию как образ воображаемых отношений индивидов к их
- 43. Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации «вечность идеологии… обусловлена ее социальной функцией, направленной на соединение людей
- 44. Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Репрессивные аппараты, такие как армия, полиция, тюрьмы, ориентированы на непосредственное
- 45. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Такое понимание идеологии связано с влиянием идей французского психоаналитика Жака
- 46. Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
- 47. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации По Лакану психический аппарат личности состоит из трех элементов: реального,
- 48. Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Работа идеологии происходит неявно, она проникает в конкретные практики, которые
- 49. Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Итак, идеология растворена в структурах социализации индивидов и обладает функцией
- 50. Франция 1968 https://www.youtube.com/watch?v=LWPc6wEA3hc
- 51. Франция 1968 «Движение 22 марта» ориентировалось на идеи т.н. Ситуационистского Интернационала и его вождя Ги Дебора,
- 53. Франция 1968 События мая 1968 года начались в парижских университетах, сперва в университете Париж X —
- 54. Франция 1968 Де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23 и 30 июня. Парламентские
- 55. Франция 1968
- 56. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Хабермас рассматривает концепцию публичной информации в одной из своих ранних
- 57. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации В своем историческом анализе Хабермас указывает и на парадоксальные особенности
- 58. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Хабермас идет дальше, чем сторонники Маркса. С его точки зрения,
- 59. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
- 60. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё 1970-е годы стали временем не только активного проникновения
- 61. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Таким образом, социальная действительность структурирована дважды. Во-первых, имеет
- 62. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё «Мысль Бурдье состоит в том, что не всякий
- 63. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Первый социолог, который попытался проследить, как активное потребление
- 64. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Существуют такие агенты, которые могут концентрировать различные типы
- 65. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Габитус – это ментальные структуры, через которые агенты
- 66. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё По одной из версий, оно вообще появляется из
- 67. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Ключевым институтом, производящим легитимные классификации социальной реальности, является
- 68. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё поле журналистики – это частный случай поля культурного
- 69. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Особенность поля журналистики состоит в том, что, оно
- 70. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё В этой связи социолог подчеркивает, что «власти, в
- 71. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Бурдье и его коллеги стремятся разрушить либеральную идеологему
- 72. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё в современных западных демократиях экономическая, политическая и символическая
- 73. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Социоанализ телевидения. реальная возможность превращения данного типа масс-медиа
- 74. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Критически анализируя современные тенденции в области масс-медиа и
- 75. Человек VS система
- 76. https://www.youtube.com/watch?v=tq67wVw273E Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно
- 77. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации https://www.youtube.com/watch?v=2bXKR-a1HKk
- 78. Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации Рустам Юлбарисов3 месяца назад Нужно ли идти на выборы в
- 79. Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё Выводы 1. Первыми собственно научными концепциями массовой коммуникации
- 81. Скачать презентацию
Слайд 2Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
«процесс, в ходе которого сложно
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
«процесс, в ходе которого сложно
Цит. по: Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. – С. 9. Первоисточник: Dominick J.R. The Dynamics of Mass Communication. 3 ed. - N.Y., 1990. -P. 15-16.
Слайд 3 Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Позитивистски-ориентированные подходы, доминировавшие до
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Позитивистски-ориентированные подходы, доминировавшие до
Слайд 4Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Символически-ориентированные подходы к анализу массовой
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Символически-ориентированные подходы к анализу массовой
Слайд 5Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Большинство определений массовой коммуникации, созданных
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Большинство определений массовой коммуникации, созданных
Слайд 6Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Активная экспансия новых сетевых медиа-технологий,
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Активная экспансия новых сетевых медиа-технологий,
Слайд 7Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Первыми собственно научными концепциями массовой
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Первыми собственно научными концепциями массовой
Слайд 8Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Второй этап развития медиа-исследований определился доминированием структурного
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Второй этап развития медиа-исследований определился доминированием структурного
Слайд 9Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Исходя из вышесказанного, мы можем
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Исходя из вышесказанного, мы можем
• социальные теории медиа;
• философские теории медиа;
• лингвистические теории медиа
Первый в приведенном перечне подход – социальные теории медиа – зарождался в недрах американских социальных наук в 1930–1940‑х годах, когда в процессе развития социологии как науки некоторые ученые (среди них У Липпман (1889–1974), Г. Лассуэлл (1902–1978) и др.) обратили внимание на ту коммуникативную роль, которую медиа играют в общественных отношениях.
Второе обозначенное в перечне направление – философские теории медиа – зарождалось в середине XX в., отчасти как реакция на рационалистическое видение социологоцентричного подхода, в недрах немецкой критической философии и философии искусств (Франкфуртская школа).
Третье из обозначенных в перечне направлений изучения медиа – лингвистические теории медиа – зарождается в начале XX в. и связано с появлением такой науки, как семиотика (или семиология), то есть наука о значениях и знаках в целом. Идея, предполагающая конвенциональность (условность) знака, ложится впоследствии в основу широкого спектра работ в области изучения различных текстов (аудиовизуальных, рекламных, поэтических) у таких авторов, как Ролан Барт (1915–1980), Цветан Тодоров, Умберто Эко (1932–2016).
Слайд 10Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Классификация основных теорий с точки
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Классификация основных теорий с точки
Для начала определим объекты исследований в современных системах коммуникации. Чтобы это сделать, попробуем описать объекты на основе анализа общеизвестной, но часто критикуемой за отсутствие обратной связи и искусственное разделение объектов схемы Гарольда Лассуэлла, согласно которой коммуникация как процесс представляет собой ответ на пять вопросов: КТО говорит ЧТО, используя КАКОЙ КАНАЛ, КОМУ и С КАКИМ ЭФФЕКТОМ. Исходя из этой модели, изучение коммуникаций подразделяется на следующие виды:
• исследования коммуникатора, то есть того, КТО распространяет информацию;
• исследования содержания коммуникации, воплощающееся преимущественно в анализе разного рода текстов, включая аудиовизуальные (ЧТО);
• исследования канала коммуникации (КАКОЙ КАНАЛ);
• исследования аудитории коммуникации (КОМУ);
• исследования эффектов коммуникации, то есть анализ результативности сообщений (С КАКИМ ЭФФЕКТОМ).
Слайд 11Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Классификация этих теорий по модели
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Классификация этих теорий по модели
масштабности объектов исследований приведена на рисунке.
Слайд 12Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Эмпирико‑функционалистская группа изучения массовых коммуникаций
• бихевиоризм;
• математическая
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Эмпирико‑функционалистская группа изучения массовых коммуникаций
• бихевиоризм;
• математическая
• индустриальный контекст
Несмотря на безусловную эволюцию эмпирико‑функционалистской группы теорий, мы в любом случае можем увидеть ряд общих факторов, характеризующих данную модель; прежде всего это ориентация на изучение эффектов и их познание. Иными словами, в основе эмпирико‑функционалистской группы теорий лежит представление о познаваемости медиаэффектов, то есть о том, что это возможно сделать при помощи научного инструментария. При этом следует помнить, что вся эта группа теорий разделилась на (1) теории пропагандистской силы и (2) теории ограниченных эффектов
Первая парадигма возникла раньше и сформировалась в недрах Гарвардского университета, где работал Г. Лассуэлл, а вторая – в недрах Колумбийского университета, где возглавлял работы П. Лазарсфельд.
Слайд 13Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Основоположником теории общественного мнения был
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Основоположником теории общественного мнения был
В этой парадигме представители Колумбийской школы сначала доказали, что медиа менее эффективны в изменении существующих убеждений, чем в их изначальной установке (Й. Клаппер), а затем установили, что медиа действуют на индивидов не напрямую, а через лидеров мнений (теория двухступенчатого информационного потока Лазарсфельда).
Позднее Элиху Кац показал, что медиа конкурируют с другими каналами коммуникации в удовлетворении человеческих потребностей и при этом являются отнюдь не главными для удовлетворения информационных потребностей людей. Наконец, Максвелл Маккомбс и Дональд Шоу, которых не принято относить к Колумбийской школе, хотя они вписываются в нее, предлагают теорию установления повестки дня. Согласно этой теории, медиа не навязывают людям точные идеи и идеологемы, но в некотором роде определяют значимость и приоритетность событий, выстраиваемых в социальном воображении.
Слайд 14Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Своего рода альтернативой структурному функционализму
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Своего рода альтернативой структурному функционализму
Слайд 15Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 16Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Удерживаются следующие положения:
объективный характер общественных отношений;
несводимость социально-структурных
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Удерживаются следующие положения:
объективный характер общественных отношений;
несводимость социально-структурных
невыводимость социальных связей и закономерностей из связей культурных (будь то религия, традиция или «ментальность»).
Пересматриваются следующие положения классического марксизма:
понимание объективных («материальных») отношений как исключительно экономических («производственных»);
интерпретация отношений по поводу производства материальных благ, с одной стороны, и политическими и идеологическими структурами, с другой, как отношений каузального (причинного) типа («базиса» и «надстройки»);
представление о классовых различиях как различиях, определяемых исключительно доступом к средствам производства
Слайд 17Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Первое направление связано с анализом института масс-медиа
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Первое направление связано с анализом института масс-медиа
Для классического марксизма мир культуры, политики и идеологии традиционно относился к сфере «надстройки» и был детерминирован «базисом», т.е. сферой экономики. Сохраняя различение этих двух сфер, неомарксисты ХХ века начинают постепенно смещать акценты в анализе механизмов поддержания неравенства и господства в современном обществе. Как пишет историк и социолог П. Андерсон, «в результате западный марксизм в целом, когда дело касалось не метода, а содержания, всецело сосредоточился на изучении надстройки… Иными словами, типичными объектами изучения для западных марксистов были не государство и не закон – в фокусе их исследований оказалась культура»
Слайд 18Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Антонио Грамши: гегемония и «органические интеллектуалы».
Антонио Грамши
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Антонио Грамши: гегемония и «органические интеллектуалы».
Антонио Грамши
«Антонио Грамши приберегал обозначение «органические» для тех интеллектуалов, которые озвучивали мировоззрение, интересы, интенции и исторически детерминированный потенциал какого-либо конкретного класса; для тех, кто разрабатывал систему ценностей, которые необходимо пропагандировать для того, чтобы этот потенциал раскрылся полностью; тех, кто легитимировал роль данного класса в истории, то есть его притязания на власть и на управление процессом общественного развития в духе вышеупомянутых ценностей. В результате подобных озвучивания, разработок и легитимации возникали идеологии. Их производством, дискурсивным обоснованием и распространением занимались органические интеллектуалы; данный род деятельности предопределял специфическую практику (praxis) интеллектуалов, а одновременно и их функцию в работе по воспроизводству общественного устройства».
Бауман З. Законодатели и толкователи: Культура как идеология интеллектуалов. Часть I // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. – 200х. – № Х. – С. ХХ.
Слайд 19Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 20Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Критическая теория Франкфуртской школы.
Одним из центров западной
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Критическая теория Франкфуртской школы.
Одним из центров западной
В 1931 г. Институт возглавил Макс Хоркхаймер (1895-1973) – один из лидеров этого движения. Кроме него с Франкфуртской школой непосредственно связано творчество Теодора Визенгрунда-Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Вальтера Беньямина (1892-1940) и других марксистски ориентированных европейских интеллектуалов
Слайд 21Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 22Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Важнейшим трудом, ставшим своеобразным теоретическим манифестом
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Важнейшим трудом, ставшим своеобразным теоретическим манифестом
Главный посыл данной книги – это всесторонняя критика социальной системы современного капитализма, в основе которого лежит определенный тип рациональности, нашедший свое воплощение в идее научно-технического прогресса.
Слайд 23Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Знание есть власть»: тоталитаризм инструментальной рациональности.
«Программой Просвещения
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Знание есть власть»: тоталитаризм инструментальной рациональности.
«Программой Просвещения
«Просвещение тоталитарно как ни одна из систем… Просвещение учреждает единство мышления и математики. Тем самым последняя… превращается в абсолютную инстанцию»
Научно-технический прогресс обернулся по мысли Хоркхаймера и Адорно бесконечным регрессом – человек превратился в автомат, манипулируемый внешними силами. Соответственно экспансия инструментальной рациональности в сферу культуры также имеет свои серьезные фундаментальные последствия. Мир культуры подвергается колонизации научно-технической рациональность, а массовая коммуникация становится проводником этих процессов.
Слайд 24Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Сегодня она вступает во владение цивилизаторным наследием предпринимательской демократии
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Сегодня она вступает во владение цивилизаторным наследием предпринимательской демократии
Слайд 25Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Культуриндустрия, или «хлеба и зрелищ» для одномерного
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Культуриндустрия, или «хлеба и зрелищ» для одномерного
Культуриндустрия – это часть всеобщей системы господства инструментальной рациональности, когда производство культурных смыслов становится аналогичным производству товаров в экономике и подчиняется общей логике господства технического стандарта и тиражирования.
«Кино и радио уже более не требуется выдавать себя за искусство – отмечают Хоркхаймер и Адорно. – Та истина, что они являются не чем иным, как бизнесом, используется ими в качестве идеологии, долженствующей легитимировать тот хлам, который они умышленно производят»
Технический стандарт порождает стандарт культурный, а тот, в свою очередь, порождает стандарт содержания
Слайд 26Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Культуриндустрия порочна, однако не как вавилонское
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Культуриндустрия порочна, однако не как вавилонское
Развлечение порождает согласие (конформизм), когда проблемы и конфликты уходят на второй план, но обратной стороной этого процесса является бессилие, т.е. бегство от реальности в иллюзорный и контролируемый сверху мир удовольствия. Индивид превращается в потребителя.
Таким образом, общий вывод таков: «Механизм спроса и предложения продолжает действовать в сфере надстройки в качестве механизма контроля, идущего на пользу правящим кругам. Капиталистическому производству удается настолько прочно закабалить потребителя и душой и телом, что без всякого сопротивления они становятся жертвой того, что им предлагается… Обманутые массы в гораздо большей степени, чем те, кто преуспел, становятся жертвами мифа об успехе. Они ведь руководствуются своими собственными желаниями. И поэтому они непоколебимо отстаивают именно ту идеологию, посредством которой их обращают в рабство»
Слайд 27Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Такое понимание массы и индивида эпохи культуриндустрии
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Такое понимание массы и индивида эпохи культуриндустрии
Слайд 28Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 29Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Вальтер Беньямин: тиражирование произведения искусства и его
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Вальтер Беньямин: тиражирование произведения искусства и его
Вальтер Беньямин несколько иначе, нежели авторы «Диалектики Просвещения» подходит к проблеме соотношения современной техники и мира культуры и искусства. Наиболее ярким его произведением в этой связи является небольшое эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».
«средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности»
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. – М.: «МЕДИУМ», 1996. – С. 19.
Слайд 30Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 31Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Однако, Беньямин в отличие от Адорно резко
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Однако, Беньямин в отличие от Адорно резко
«Решающим значением обладает то обстоятельство, - пишет он, - что этот вызывающий ауру образ существования произведения искусства никогда полностью не освобождается от ритуальной функции произведения».
Даже после средневековья три столетия существовал секуляризованный культ служения прекрасному, кризис которого вскрыл его ритуальный подтекст. Позитивный момент здесь таков: техническая репродуцируемость произведения искусства освобождает его от паразитарного существования на ритуале. Поэтому Беньямин подчеркивает трансформацию социальной функции искусства в современном мире - место ритуальной функции, основанной на традиции, занимает функция политическая.
Слайд 32Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Тем самым разделение на авторов и читателей
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«Тем самым разделение на авторов и читателей
«Массы – это матрица, из которой в настоящий момент всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерожденным. Количество перешло в качество: очень значительное приращение массы участников привело к изменению способа участия»
старую жалобу на то, что массы требуют развлечения, а искусство – концентрации, Беньямин отвергает. Кино действует иначе. Развлечение в принципе предполагает, что массы погружают произведение искусства в себя, восприятие здесь носит не индивидуальный, а коллективный характер. Фактически Беньямин говорит о том, что технический прогресс породил такие медиа, которые предполагают коллективное восприятие:
«кино вытесняет культовое значение не только тем, что помещает публику в оценивающую позицию, но тем, что эта оценивающая позиция в кино не требует внимания. Публика оказывается экзаменатором, но рассеянным».
Слайд 33Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В рамках этого подхода была разработана концепция
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В рамках этого подхода была разработана концепция
Слайд 34Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 35Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Возникшее после войны индустриальное общество было предметом
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Возникшее после войны индустриальное общество было предметом
«Изобилие, созданное современной технологией, - пишет по этому поводу П. Андерсон, - позволило капитализму просто-напросто интегрировать пролетариат в монолитный социальный порядок подавления и конформизма, в котором он перестал сознавать себя отдельным и эксплуатируемым классом. Демократия, таким образом, превратилась просто в личину, прикрывающую господство терпимости, в гибкое орудие манипулирования в единообразной, гомогенной системе, в которой массы, лишенные всякого негативного сознания, механически сами себе выбирают правителей и хозяев».
См. русский перевод: Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – Киев, 1994.
Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма / П. Андерсон. – М.: Интер-Версо, 1991. – С. 95.
Слайд 36Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 37Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В современном обществе все люди по сути
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В современном обществе все люди по сути
Общество называется свободным (имеется в виду либеральное общество), в то время как на самом деле в обществе царит завуалированный неототалитаризм — общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.
Потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом собственных потребностей.
Для позитивного изменения общества человек должен совершить «Великий Отказ» — изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности.
Слайд 38Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 39Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Критическая теория возникает в недрах
Научные и философские подходы к анализу массовой коммуникации
Критическая теория возникает в недрах
Слайд 40Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Луи Альтюссер: масс-медиа и «идеологические государственные аппараты».Важнейший
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Луи Альтюссер: масс-медиа и «идеологические государственные аппараты».Важнейший
Во-первых, он пересматривает традиционную марксистскую схему базис-надстройка и исходит из другого тезиса, согласно которому выделяются три базовых формы человеческой практики – экономика, политика и идеология.
Во-вторых, и это вытекает из первого тезиса, Альтюссер использует язык структурализма для описания социальных и культурных явлений. В этой перспективе исследовательское внимание сосредотачивается на поиске и анализе структур, т.е. определенных устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его воспроизводство при изменяющихся условиях. Это означает, что структуры носят объективный характер, иными словами, они предзаданы индивиду, предопределяя его поступки, действия и социальные роли, подобно тому, как структуры языка (грамматика) определяет порядок и правила его употребления.
Слайд 41Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Луи Альтюссер пишет о том, что в
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Луи Альтюссер пишет о том, что в
Слайд 42Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Альтюссер определяет идеологию как образ воображаемых отношений
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Альтюссер определяет идеологию как образ воображаемых отношений
«Радикальный разрыв Альтюссера с традиционными концепциями исторического материализма проявился в твердом заявлении, что «идеология не имеет истории», потому что она, как и бессознательное, «неизменна» по своей структуре и действию в человеческом обществе, по аналогии с авторитетным для Альтюссера высказыванием Фрейда, для которого бессознательное «вечно»…; идеология – система бессознательных детерминаций, а не форма сознания в общепринятом смысле».
Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма / П. Андерсон. – М.: Интер-Версо, 1991. – С. 95-96.
Слайд 43Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«вечность идеологии… обусловлена ее социальной функцией, направленной
Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
«вечность идеологии… обусловлена ее социальной функцией, направленной
Итак, идеология растворена в структурах социализации индивидов и обладает функцией интеграции. Вместе с тем, встает вопрос о том, через какие институциональные механизмы происходит такая социализация, через какие институты конструируется идентичность? Для ответа на этот вопрос Альтюссер вводит понятие идеологических государственных аппаратов. Оперируя марксистской терминологией, он говорит, что современный капитализм предполагает не только воспроизводство производительных сил, но и трудовых ресурсов, т.е. людей, соответствующих данной системе хозяйства и господства. Поэтому данная система вырабатывает институты, которые берут на себя эту функцию. В этой связи государство, ориентированное на воспроизводство всей системы капитализма, вырабатывает «государственные аппараты», которые либо ориентированы на репрессивные функции принуждения, либо на идеологические функции
. В интерпретации Альтюссера идеология выступает неким символическим субъектом, который, используя нерепрессивные социальные институты капиталистической системы, «творит» индивидов, представления о мире которых встраивается в общую логику функционирования всей системы. Поэтому мир масс-медиа в этой перспективе становился важнейшим идеологическим аппаратом, а индивиды превращались в человеческий материал, из которого идеология производила требуемые системе трудовые ресурсы.
Слайд 44Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Репрессивные аппараты, такие как армия, полиция, тюрьмы,
Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Репрессивные аппараты, такие как армия, полиция, тюрьмы,
Идеологические аппараты, наоборот, децентрализованы, автономны и разнообразны. К ним в первую очередь относятся церковь, семья, образование и система масс-медиа. Именно они обеспечивают организацию процессов социализации, транслируя индивидам определенные представления о мире, носящие идеологический характер.
В интерпретации Альтюссера идеология выступает неким символическим субъектом, который, используя нерепрессивные социальные институты капиталистической системы, «творит» индивидов, представления о мире которых встраивается в общую логику функционирования всей системы. Поэтому мир масс-медиа в этой перспективе становился важнейшим идеологическим аппаратом, а индивиды превращались в человеческий материал, из которого идеология производила требуемые системе трудовые ресурсы.
Слайд 45Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Такое понимание идеологии связано с влиянием идей
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Такое понимание идеологии связано с влиянием идей
Слайд 46Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Слайд 47Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
По Лакану психический аппарат личности состоит из
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
По Лакану психический аппарат личности состоит из
Следовательно, индивид превращается в атрибут культуры, а не выступает в роли самостоятельного субъекта, являющегося картезианским носителем суверенного сознания и самосознания. Итак, культура как символический мир начинает рассматриваться в перспективе бессознательного, но при этом само бессознательное дебиологизируется, т.е. перестает быть сферой естественных, природных инстинктов сексуального характера.
Методом реконструкции таким образом понятого символического мира является структурный анализ, работающий с объективными и упорядоченными связями символов друг с другом Подробнее о его теории в перспективе постмодернистских концепций см.: Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – С. 54-100.
Слайд 48Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Работа идеологии происходит неявно, она проникает в
Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Работа идеологии происходит неявно, она проникает в
Слайд 49Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Итак, идеология растворена в структурах социализации индивидов
Немарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Итак, идеология растворена в структурах социализации индивидов
Слайд 50Франция 1968
https://www.youtube.com/watch?v=LWPc6wEA3hc
Франция 1968
https://www.youtube.com/watch?v=LWPc6wEA3hc
Слайд 51Франция 1968
«Движение 22 марта» ориентировалось на идеи т.н. Ситуационистского Интернационала и
Франция 1968
«Движение 22 марта» ориентировалось на идеи т.н. Ситуационистского Интернационала и
Слайд 53Франция 1968
События мая 1968 года начались в парижских университетах, сперва в
Франция 1968
События мая 1968 года начались в парижских университетах, сперва в
Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля, а также формула «40 — 60 — 1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 фр.)
Слайд 54Франция 1968
Де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23
Франция 1968
Де Голль принял решение назначить досрочные парламентские выборы на 23
Слайд 55Франция 1968
Франция 1968
Слайд 56Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Хабермас рассматривает концепцию публичной информации в одной
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Хабермас рассматривает концепцию публичной информации в одной
что публичная сфера или, точнее, то, что он называет буржуазной публичной сферой, возникло в XVIII в. в связи с некоторыми важными особенностями капитализма, получившего развитие в это время в Великобритании. Самым важным было то, что класс предпринимателей стал достаточно состоятельным, чтобы добиться самостоятельности и избавиться от опеки государства и церкви. До этого в сфере общественной жизни доминировали двор и церковь, подчеркнуто демонстрировавшие приверженность феодальным обычаям, пока растущее богатство НОВЫХ капиталистов не подорвало господства традиционной знати. Одним из проявлений этого богатства стала растущая поддержка предпринимателями всего, что было связано с литературой и литераторами: театра, кофеен, романов и литературной критики. Затем в свою очередь ослабла зависимость литераторов от покровителей, и, освободившись от традиционных зависимостей, они сформировало среду, критически настроенную по отношению к традиционной власти. Как замечает Хабермас (Habcrmas, 1962), «искусство светской беседы превратилось в критику, а острословие — в аргументы» (с. 31).
Слайд 57Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В своем историческом анализе Хабермас указывает и
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
В своем историческом анализе Хабермас указывает и
Слайд 58Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Хабермас идет дальше, чем сторонники Маркса. С
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Хабермас идет дальше, чем сторонники Маркса. С
Хабермас с глубокой тревогой размышляет о сегодняшнем положении вещей. Ведь мы, получив избирательные права, приобщились к политике, но не привело ли это к тому, что мнение масс возобладало над разумной аргументацией? Плохо то, что избиратель частенько не задумывается над важностью вопроса, который ему предстоит решить, но еще хуже, что после появления всеобщего голосования каждый избиратель сталкивается с «современной пропагандой» (с. 203), которая в "манипулируемой публичной сфере"получила возможность управлять общественным мнением (с. 217). Так что у просвещения есть и мрачная сторона.
Какой смысл в том, что люди голосуют, если они не могут понять, за что они голосуют? Зачем нужна дополнительная информация, если она используется для обмана? «Янус двулик: просвещение оборачивается надзором, информация — рекламой, воспитание — манипулированием» (с. 203).
Слайд 59Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Слайд 60Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
1970-е годы стали временем не
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
1970-е годы стали временем не
Парадигму, или социологическое направление, которое возглавил Бурдье, часто называют конструктивистским (генетическим) структурализмом, поскольку ее ядром является принцип двойного структурирования социальной реальности
Бурдье настаивает на том, чтобы различать и не сводить друг к другу структуры и представления о них: «с одной стороны, объективные структуры, которые конструирует социолог в рамках объективизма, отстраняясь от субъективных представлений агентов, лежат в основе субъективных представлений и содержат структурные принуждения, влияющие на взаимодействия; но, с другой стороны, эти представления должны быть усвоены, если хотят, чтобы с ними считались, в частности, в индивидуальной или коллективной борьбе, нацеленной на трансформацию или сохранение объективных структур»
Слайд 61Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Таким образом, социальная действительность структурирована
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Таким образом, социальная действительность структурирована
Во-первых, имеет место первичное структурирование объективными социальными отношениями, которые опредмечиваются в распределении различных ресурсов.
Во-вторых, социальная реальность структурируется символически – представлениями людей о том мире, в котором они живут и действуют
Слайд 62Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
«Мысль Бурдье состоит в том,
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
«Мысль Бурдье состоит в том,
Слайд 63Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Первый социолог, который попытался проследить,
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Первый социолог, который попытался проследить,
«Если выражаться более современным социологическим языком, культурный капитал сигнализирует о принадлежности к статусной группе, к определенному слою общества, в который вы должны быть допущены, чтобы получить доступ к наиболее ценным социальным ресурсам. Ее члены заводят друзей и ищут супругов среди себе подобных. Внутри нее же циркулирует информация о наиболее привлекательных экономических возможностях. Эта группа охраняет свои границы за счет престижного культурного потребления, за счет того, что люди ходят в оперу и читают книги. Когда они встречаются с человеком не своего круга, они его отталкивают и делают это с чистой совестью, ведь они чувствуют, что ими движет не стремление монополизировать доступ к экономическим благам, а похвальные рефлексы культурного человека. Монополизация все равно происходит, но она происходит как бы сама собой, без всякой задней мысли».
Слайд 64Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Существуют такие агенты, которые могут
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Существуют такие агенты, которые могут
Слайд 65Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Габитус – это ментальные структуры,
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Габитус – это ментальные структуры,
Соответственно «через габитус мы получаем мир здравого смысла, социальный мир, который кажется очевидным». Это в свою очередь означает, что легитимация социального порядка происходит в первую очередь на уровне повседневных практик, а не на уровне сознательно конструируемых пропагандистских акций. Это происходит постольку, поскольку люди применяют к объективным структурам такие схемы их восприятия и оценивания, которые сами являются их продуктом. Отсюда и проистекает тенденция воспринимать мир как должное.
существуют так же и символические конструкции, порождаемые различными агентами, стремящимися навязать свое собственное видение мира всем остальным. Такие агенты обладают символической властью, т.е. способностью формировать определенные способы интерпретации социального мира и с их помощью переопределять и трансформировать этот мир. Как замечает Бурдье, символическая власть – это власть творить вещи при помощи слов,
Слайд 66Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
По одной из версий, оно
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
По одной из версий, оно
То же самое, говорит Бурдьё, происходит с людьми в зависимости от социального окружения, в котором они растут: они приобретают разную конституцию, только это конституция не столько внешняя, сколько внутренняя. Они развиваются в разной диспозиции, с разными способностями и готовностью спонтанно реагировать на возникающие ситуации, которые сильно отличают их друг от друга. Бурдьё использует габитус в двух смыслах: один более широкий, другой более узкий.
Габитус синонимичен, говорит Бурдьё, чувству собственного места, разные люди в социальной структуре по-разному ощущают, что для них, на что они могут претендовать, что их по праву, а что не совсем для таких людей, как они. И габитус заставляет их самих сортировать открывающиеся возможности на те, на которые они могут претендовать, и те, на которые не могут.
Проще всего различить, говорит Бурдьё, этих людей по тому, как они ведут себя в музее или в какой-то другой ситуации, требующей от людей выразить, изложить свое художественное суждение. Есть люди, которые верят, что все, что существует, существует для них, для таких, как они.
На другом полюсе находятся люди, которые, оказавшись в музее, знают, что это для образованных, что если они чего-то не понимают, то, наверное, с ними что-то не в порядке, возможно, они плохо учились в школе. Если какое-то искусство им не нравится, это по возможности нужно спрятать от других.
Где-то посередине есть третья вариация. Третья вариация хочет походить на первую, но знает, что с этой задачей не справится, поэтому они отправляются в музей, вооружившись путеводителями, поэтому они точно помечают, какие залы надо посетить и какое искусство посмотреть, они справляются с каким-нибудь авторитетным источником, чтобы узнать, какая картина самая значимая. В общем, они подходят к музею максимально школярски и ученически.
Слайд 67Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Ключевым институтом, производящим легитимные классификации
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Ключевым институтом, производящим легитимные классификации
Вместе с тем, основным сегментом социального пространства, который производит категории восприятия и оценивания мира, являются поля культурного производства - наука, философия, искусство, литература, журналистика. Для этих полей также характерны отношения доминирования и конкуренции между собой за навязывание легитимного видения социального мира, за то, чтобы произведенное ими, а не какое либо иное видение, стало общепринятым.
Слайд 68Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
поле журналистики – это частный
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
поле журналистики – это частный
Специфической культурной практикой, характерной для данного поля, является производство и распространение информации. Соответственно можно выделить два основных типа агентов.
Первый тип – индивидуальные агенты поля, которые представлены журналистами, редакторами, репортерами, владельцами конкретных медиа, режиссерами и т.д.
Ко второму типу относятся институциональные агенты – газеты, телеканалы, издательства, радиостанции.
Слайд 69Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Особенность поля журналистики состоит в
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Особенность поля журналистики состоит в
Слайд 70Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
В этой связи социолог подчеркивает,
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
В этой связи социолог подчеркивает,
Слайд 71Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Бурдье и его коллеги стремятся
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Бурдье и его коллеги стремятся
Фактически конкуренция среди журналистов «вместо того, чтобы породить нечто оригинальное и отличное от других, стимулирует единообразие предложения»
Свое наглядное воплощение эти тенденции получают в действии механизма рейтинга, влияние которого для медиа-производства имеет очень серьезные последствия… именно через рейтинг в первую очередь и реализуется навязывание логики экономического поля полям культурного производства, что приводит к ориентации на рост числа продаж, появлению списков бестселлеров и т.д.
Слайд 72Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
в современных западных демократиях экономическая,
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
в современных западных демократиях экономическая,
функционирование полей культурного производства начинает зависеть от медиа-логики. Ярким примером здесь является фигура ученого-социолога, который должен производить постоянный зондаж общественного мнения, создавать тот научный продукт, который всегда будет использован СМК для символического эффекта «вердикта народа».
Медиатизация политики имеет своим следствием тот факт, что различные социальные агенты, претендующие на участие в ней, вырабатывают такие стратегии, которые непосредственным образом «завязаны» на соответствующий масс-медийный формат, в первую очередь, на телевидение.
Слайд 73Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Социоанализ телевидения.
реальная возможность превращения данного
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Социоанализ телевидения.
реальная возможность превращения данного
Постоянная спешка порождает fast-thinking, феномен «быстродумов» - тех, кто мыслит «готовыми идеями», всех устраивающими общими местами, клише. Это означает, что такие общие места не предполагают со стороны аудитории акта дешифровки, поскольку на самом деле никакого обмена информацией в этом акте коммуникации не происходит.
Символическая продукция телевидения является результатом сложного процесса, в ходе которого категории восприятия, свойственные журналистам, накладываются на социальную действительность
Слайд 74Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Критически анализируя современные тенденции в
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Критически анализируя современные тенденции в
Слайд 75Человек VS система
Человек VS система
Слайд 76https://www.youtube.com/watch?v=tq67wVw273E
Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что
https://www.youtube.com/watch?v=tq67wVw273E
Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что
Мы живем, так нам говорят, в постидеологическом обществе.
Нас интерполируют. То есть власть относится к нам не как к подданным, обязанным исполнять свой долг, жертвовать собой — а как к субъектам развлечений.
«Раскрой свой потенциал». «Будь собой». «Живи полной жизнью».
Когда вы надеваете очки, вы видите диктатуру в демократии.
Это невидимый порядок, определяющий границы вашей мнимой свободы
Человека нужно заставлять быть свободным. Если вы просто доверяете неосознанному ощущению что так хорошо, или так надо — вы никогда не будете свободны. Свобода это больно
В наших постмодернистских, как бы мы их не называли, обществах, мы обязаны наслаждаться.Наслаждение становится какой-то странной, извращенной обязанностью. Парадокс Колы заключается в том, что ты хочешь пить, и пьешь ее, но как всем известно, чем больше ты ее пьешь, тем больше хочется.Желание никогда не бывает лишь желанием чего-либо. Это всегда еще и желание самого желания.
Слайд 77Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
https://www.youtube.com/watch?v=2bXKR-a1HKk
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
https://www.youtube.com/watch?v=2bXKR-a1HKk
Слайд 78Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Рустам Юлбарисов3 месяца назад
Нужно ли идти на
Неомарксистские подходы к анализу массовой коммуникации
Рустам Юлбарисов3 месяца назад
Нужно ли идти на
Славой Жижек
Нет. Нет-нет-нет. Именно в ситуации Путин против Собчак – не голосуйте. У нас в Словении было также – пару дней назад начался первый тур президентских выборов. Все варианты за гранью, и моя идея в том, что голосовать не нужно.
Совсем. То есть да, можно заняться пропагандой с критикой голосования и так далее. Но нет! Наш единственный вариант успеха – это низкая явка на выборах, чтобы как можно больше людей поняли, что проблема не просто в кандидате, а в этой системе голосования. Это жульническая система and so on and so on. Знаете, что для меня тут является примером? Не знаю, переведен ли он на русский, но это роман Жозе Сарамаго «Прозрение». Там люди внезапно просто решили не голосовать. Явка составила 2-3%. И власти погрузились в полную панику, они увидели в этом заговор and so on and so on.
Но я не считаю, что это должно быть твердым правилом. Во-первых, иногда есть выборы, которые имеют значение. Например, до того, как они обернулись предателями – тут я скажу кое-что очень наивное, но в Греции я бы проголосовал тогда за СИРИЗА, но теперь все кончено, потому что они все испортили. В Испании я был бы за «Подемос», но эта партия стала частью системы. А в США за Берни Сандерса, хотя он даже не социальный демократ. Тут для меня важна одна вещь – как мобилизовать людей? А он сделал это с помощью определенного политического проекта, который явно немного выходил за пределы консенсуса. Это для меня очень важно. Мы должны искать эти чудеса, эти моменты мобилизации.
Мой пессимизм заключается в следующем. Традиционно на Западе и в других странах система после Второй мировой войны была какой? Это были умеренно левые против умеренно правых. Две большие партии. Но потом были еще все эти маргинальные партии, от неонацистов до зеленых и так далее. Теперь возникает другой дуализм: большая партия капитала, либерального капитала, которая чисто капиталистическая, но одновременно за гомосексуальность, за права геев, за ЛГБТ, за свободу вероисповедания, за аборты; а против них антииммигрантские популисты-националисты. Опасность тут в том, что только правые популисты хотя бы номинально говорят про обычных людей и про их проблемы, и если это станет доминирующей формой, то тех, кто захочет продолжать быть левыми, будут все время шантажировать. Как во Франции многие мои друзья, которые даже не должны быть мне друзьями, поддержали Макрона. Да, формально он лучше, чем Марин Ле Пен, но на самом деле его политика и сам он открыли возможность для Марин Ле Пен, создали для нее пространство. Так что в этом случае я не стал бы голосовать вообще. Нам нужно говорить так: идите и голосуйте за Макрона, чтобы спастись от фашизма, но надо понимать, что Макрон – это часть той власти, которая создала Марин Ле Пен. Меня за это уже критиковали. Но сегодня самая большая угроза – это не прямой неофашизм. Это еще шантаж либералов, которые говорят, что сегодня мы боремся против фашизма.
В России такая же проблема, когда Каспаров и либералы хотят западной демократии. Но я не думаю, что решение проблемы с Путиным и Россией – это стать западной страной. Нет! Путин – это результат провала Ельцина, когда власти хотели стать, как Запад. И опять тут первоочередная политическая задача – это отказаться от этого либерального шантажа, отвергнуть его. Будто единственный вариант – это западная либеральная демократия с капитализмом!
Говорят, что на Западе можно критиковать американскую политику, а на Востоке любая критика США сделает из тебя наивного идиота и марионетку Путина. Нам нужно отказаться и от этого. Нам просто необходимо вырваться из такой реальности, в которой ты просто вынужден говорить, что «ладно-ладно, мы можем мечтать о более радикальных шагах, но в такой ситуации фашистской угрозы...» И поэтому я не принимаю аргумент, что новые правые – это просто фашистская угроза. Может быть, это и так, но если посмотреть на это с либеральной точки зрения, получается, что содержание всего этого антифашизма на самом деле заключается в том, что либерализм – это единственный вариант.
Слайд 79Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Выводы
1. Первыми собственно научными концепциями
Мир масс-медиа в социологической концепции школы П. Бурдьё
Выводы
1. Первыми собственно научными концепциями
2. Второй этап развития медиа-исследований определился доминированием структурного функционализма и пересмотром в его рамках представлений о массовой коммуникации. Структурные функционалисты стали рассматривать масс-медиа как одну из подсистем современных обществ, ориентированную на поддержание стабильности социальной системы в целом. Кроме того, произошел отказ от концепции «магической пули» и атомизированной массы как адресата медиа-посланий. Аудитория стала анализироваться сквозь призму концепции «лидеров мнения», а сам массово-коммуникативный процесс как многоступенчатая цепочка.