Русская-Российская философия

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Рождение древнерусской философской мысли и ее особенности
Философия в России XVIII века
Философия в

Вопросы Рождение древнерусской философской мысли и ее особенности Философия в России XVIII
России XIX столетия
Русская философия в конце XIX - начале XX века
Философия в СССР
Основные тенденции современной российской философии

Слайд 3

Русская философия. Зарождение. Проблема самобытности

Русская философия – существенная часть национальной культуры, в

Русская философия. Зарождение. Проблема самобытности Русская философия – существенная часть национальной культуры,
которой представлен процесс научно-теоретического познания и самовыражение русского народа.
Н.А. Бердяев: «Русская философия немногим ниже, а качественно даже выше европейской, она вполне самобытна, в ней заключена возможность самостоятельного и плодотворного философского творчества»

Слайд 4

Особенности русской философии

проявление самобытных черт (русская идея), философия как источник понимания

Особенности русской философии проявление самобытных черт (русская идея), философия как источник понимания
истории, политической идеологии, искусства, морали, религии;
наличие русского подхода к мировым проблемам;
корни отечественной философии связаны с эллинизмом и …
Особый интерес к человеку.
Духовная жизнь человека – не область субъективного или тем более абстрактного. Субъект понимается как особый мир, своеобразная реальность, связанная с космосом и божественным. бытием. Акцентируются способность и предназначенность человека уподобляться Богу, включенности человека в Космос;

Слайд 5

Особенности русской философии

особая роль отводится проблеме нравственности. Задача не только понять мир

Особенности русской философии особая роль отводится проблеме нравственности. Задача не только понять
и жизнь, а постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразить мир;
ставиться вопрос о место русской культуры в мировой, о ее принадлежности западному или восточному культурному коду;
русская философия проникнута гносеологическим реализмом. Мир проникает в человека, а человек проникает в мир. Человек не противостоит миру, а принадлежит ему. Нет сомнений в познавательных способностях, к которым относят разум, чувства, интуицию. Но, по мнению Н.О. Лосского, прежде всего, следует доверять мистическому религиозному опыту.

Слайд 6

Особенности русской философии

особое мировоззрение «Мы», мы – философия, вводится термин «Соборность», сочетающее

Особенности русской философии особое мировоззрение «Мы», мы – философия, вводится термин «Соборность»,
в диалектическом единстве общее, особенное и единичное; индивидуальность и коллективизм;
связана с проблемами религии;
не всегда выступала в чистом виде, иные формы. Литература - Достоевский, Толстой, Розанов. «Русская литература – вот истинная русская философия, самобытная, блестящая философия в красках слова».

Слайд 7

Становление русской философии

10-12 века. Условия (христианство, государство)
Источники философской мысли: летописи, поучения, слова.

Становление русской философии 10-12 века. Условия (христианство, государство) Источники философской мысли: летописи,

Илларион (идея неразрывной связи власти и благочестия как важнейшего христианского принципа общественной жизни),
Нестор (мировая история как борьба добра и зла),
Владимир Мономах (осмысливаются категории правда, закон, мир, душа, принципы нравственного поведения человека),
Даниил Заточник (мудрость неразрывна с нравственностью).

Слайд 8

13-14 века в Русской философии

13-14 века в Русской философии

Слайд 9

13-14 века в Русской философии

«Слово о погибели Русской земли».
«Сказание о граде

13-14 века в Русской философии «Слово о погибели Русской земли». «Сказание о
Китяже»,
«Слова» Серапиона Владимирского,
«Киевско-Печерский патерик».

Слайд 10

14-16 века в Русской философии

Рост национального самосознания
Изменения в философии
Исихазм (умная молитва)
П

14-16 века в Русской философии Рост национального самосознания Изменения в философии Исихазм
О
Л
Е
М
И
К
А
«Москва – Третий Рим» - мессианская идея Руси
Русские ереси и борьба с ними

Иосиф Волоцкий: божественность царской власти, обоснования тезиса о том, что царь – Божий слуга, учение о единстве церкви и государства; деятельностный подход+ собственность монастырей

Нил Сорский:
умное делание как постоянная внутренняя борьба с дурными помыслами, нестяжательство

Слайд 11

17 век в Русской философии

Церковный раскол, философский аспект.
Полемика протопопа Аввакума и Симеона

17 век в Русской философии Церковный раскол, философский аспект. Полемика протопопа Аввакума
Полоцкого с Юрием Кржижаничем
Идея объединения славянских государств во главе с Россией

Слайд 12

Русская философия 18 века

Условия существования и развития:
Петровские преобразования;
Европейское влияние + Идеи Просвещения
Василий

Русская философия 18 века Условия существования и развития: Петровские преобразования; Европейское влияние
Николаевич Татищев (1686 - 1750)
с просветительских и рационалистических позиций изложил понимание роли научных знаний и образования в истории человечества,
сформировал концепцию человека,
дал понимание предмета и задач философии,
предложил квалификацию наук,
разграничил сферы философии, науки и теологии.
опора на принципы общественной пользы, естественных прав человека и общественного договора
секуляризация.

Слайд 13

Русская философия 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
закон сохранения (значение для физики

Русская философия 18 века Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) закон сохранения (значение для
и философии.
Проблема примирения науки и религии. «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и Богослов, если он думает, что по Псалтирье можно научиться астрономии или химии».
Материя – протяженное непроницаемое, делимое на нечувствительные части. Тела состоят из материи и формы, причем вторая зависит от первой. Историософские взгляды М.В. Ломоносова. (опровержение нормандской теории)

Слайд 14

Русская философия 18 века

Александр Николаевич Радищев (1749-1802).
осмысление и развитие взглядов просветителей;
обличение

Русская философия 18 века Александр Николаевич Радищев (1749-1802). осмысление и развитие взглядов
социально-политических пороков современной ему России.
обоснование идеи о желательности и неизбежности революции;
материалист «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе»;
основание познания – опыт (чувственный + разумный);
Человек, как телесное существо, связан с миром животных и растений, отличен разумом
«Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов»

Слайд 15

Русская философия 19 века

Первая половина XIX столетия - «золотой век» русской культуры;
Социально-экономические,

Русская философия 19 века Первая половина XIX столетия - «золотой век» русской
внутренние и внешнеполитические условия
Заострённость социальных проблем

Слайд 16

Философия декабристов

Споры о государственном устройстве (и антигосударственные взгляды);
философия – средство, которое поможет

Философия декабристов Споры о государственном устройстве (и антигосударственные взгляды); философия – средство,
устроить жизнь на разумных началах, цель в служении людям и обществу;
атеисты и атеисты-деисты
Петр Иванович Борисов (1800-1854)
Николай Александрович Крюков (1800-1854)
Иван Дмитриевич Якушкин (1796 - 1857)

Слайд 17

Философия любомудров

Общество любомудров:
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) (председатель),
Дмитрий Владимирович Веневитинов
(1805-1827)(секретарь),
Иван

Философия любомудров Общество любомудров: Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) (председатель), Дмитрий Владимирович Веневитинов
Васильевич Киреевский (1806-1856)
Николай Матвеевич Рожалин (1805-1834)
Петр Дмитриевич Черкасский (1799-1852)
Авраам Сергеевич Норов (1795-1869)
Николай Александрович Мельгунов (1804-1867)
Цель – создание новой самобытной философии, изучение трудов немецких классических философов. Особое внимание уделяли трудам Спинозы

Слайд 18

Философия 30-40 гг. XIX в. Теория официальной народности

Формула С.С. Уварова «православие, самодержавие,

Философия 30-40 гг. XIX в. Теория официальной народности Формула С.С. Уварова «православие,
народность»
Михаил Петрович Погодин (1800-1875)
тезис о принципиальном отличии России от Западной Европы, так как русское государство началось не вследствие завоевания, а вследствие призвания;
русское начало исключает борьбу и революцию, русскому народу присущи смирение и пассивность.
Степан Петрович Шевырев (1806-1864)
обосновывал провиденциальную силу России,
отвергая принцип тождества бытия и мышления, настаивал на необходимости исторического метода познания

Слайд 19

Философия XIX в. Историософский спор

Философия XIX в. Историософский спор

Слайд 20

Философия революционеров-демократов: Герцен

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)
материализм и атеизм;
обоснование возможности

Философия революционеров-демократов: Герцен Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) материализм и атеизм;
научного прогресса,
необходимость изучения мира в его изменениях и связях, продвижения от общего к частям для проверки знания;
призыв к революции; идеальное гос. Устройство – общинный социализм;
Западник.

Слайд 21

Философия революционеров-демократов: Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889)
Человек – материальный и

Философия революционеров-демократов: Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) Человек – материальный
нравственный порядок.
Основное противоречие - между условиями общей планетной жизни и частными нуждами человеческой жизни.
Общественный прогресс ведет к удовлетворению потребностей человека, а также к развитию доброжелательности и любознательности.
Труд – единственный производитель ценностей, физиологическая потребность. Многочисленное трудящиеся сословие должно иметь привилегии.
Общественные формы: первобытную, рабовладельческую (невольничью), феодальную, капиталистическую, социалистическую, коммунистическую.
История развивается медленно, основная движущая сила – революция. Революция совершается массами, общественные формы прочны, пока их поддерживает народ. Идея о революционности русского крестьянства.
Теория крестьянской революции. Идея товарищества трудящихся (коммуны). Проблема новых людей. Община – высшая форма отношений.
Эстетические воззрения. Прекрасное – жизнь, такая, какой она должна быть.

Слайд 22

Философия народников

Философия народников

Слайд 23

Основные идеи философии народников

Формула прогресса: развитие личности в физическом и нравственном отношении;

Основные идеи философии народников Формула прогресса: развитие личности в физическом и нравственном
воплощение в общественных формах истины и справедливости;
Социализм – прекращение эксплуатации человека человеком;
«Свобода без социализма - это привилегия, несправедливость, социализм без свободы – рабство и животное состояние».
Закон Кропоткина о биосоциальной помощи;
Высшая стадия развития общества – анархо-коммунизм, характеризующаяся отсутствием государства и бюрократии, широким развитием творческих союзов и обществ.
Обоснование необходимости революции и «подталкивание её»

Слайд 24

Философия неославянофилов:

Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1885)
идея культурно-исторических типов;
Панславизм
Константин Николаевич Леонтьев (1831 -1891)
Триединый

Философия неославянофилов: Николай Яковлевич Данилевский (1822 -1885) идея культурно-исторических типов; Панславизм Константин
процесс«1) первоначальной простоты, 2) цветущего объединения и сложности и
3) вторичного смесительного упрощения, свойствен точно так же, как и всему существующему, и... государствам...»
Поиск сущности русской и славянской культуры. Обращение к Востоку

Слайд 25

Философия почвенников

Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
Проблемы мировоззрения, гуманистические проблемы;
решение вопросов этики

Философия почвенников Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) Проблемы мировоззрения, гуманистические проблемы;
и эстетики «Тварь ли я дрожащая или право имею?», «Красота спасёт мир»;
Понимание философии «как законов бытия вещей, причем бытие должно быть непременно выше ума человеческого»
Художественная форма выражения философских взглядов.

Слайд 26

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Философия всеединства Владимира Сергеевича

Русская философия в конце XIX - начале XX века Философия всеединства Владимира
Соловьева (1853-1900)
Главная цель философской концепции – преобразовать жизнь на нравственных началах;
София – идеальное совершенное человечество, вечно заключенное, не бытие, но носитель бытия;
всеединство как синтез восточной и западной культур;
Запад породил безбожного человека, Восток – бесчеловечного Бога, только русская культура способна преодолеть эти недостатки;
Красота объективна, искусство должно одухотворить природу

Слайд 27

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Марксизм в России
Особенности: связь

Русская философия в конце XIX - начале XX века Марксизм в России
философского и политического аспектов в марксисткой идеологии, практический аспект
Представители: Георгий Валентинович Плеханов (1856 -1918); Петр Бенгардович Струве (1870 -1944);
Михаил Иванович Туган-Барановский(1865 -1919);
Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873 -1928).
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 -1924)
Новации: идея революции в отдельной стране;
учения о сущности, признаках и роли государства, о демократии и диктатуре; диктатура пролетариата

Слайд 28

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Неохристианство
Василий Васильевич Розанов (1856

Русская философия в конце XIX - начале XX века Неохристианство Василий Васильевич
-1919),
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 -1941)
освящение телесного начала в человеке.
предложение ввести языческие элементы в религиозную практику
чаяния новой «религии жизни», которая должна заменить омертвелое христианство.

Слайд 29

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Экзистенциализм
Николай Александрович Бердяев (1874

Русская философия в конце XIX - начале XX века Экзистенциализм Николай Александрович
-1948)
Идея творчества как откровения человека, как продолжение совместного с Богом творения.
Идея о том, что микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу.
Постоянное обращение к теме свободы, которая была для Бердяева онтологической субстанцией и сущностью человека.
Воззрения на судьбу и сущность русской культуры

Слайд 30

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Космизм
Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903)
и

Русская философия в конце XIX - начале XX века Космизм Николай Фёдорович
его «Философия общего дела».
Долг человека – достижение сверхнравствености.
Установив господство над природой человек победит смерть.
Вопрос о воскрешении прародителей. Человечество должно стать многочисленным в едином, достичь неделимости.
Троица – идеал любовного союза лиц.
Воскрешение не только души, но и тела. Преображенное тело, не знающее греховности и потребности ныне существующего человека.

Слайд 31

Русская философия в конце XIX - начале XX века

Космизм
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)
обосновал

Русская философия в конце XIX - начале XX века Космизм Константин Эдуардович
применение реактивного принципа,
создание ракетодинамики;
обмен атомами в космосе означает равенство прав всех разумных существ.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)
антропокосмизм – слияние в единстве естественно-природной и человеческой тенденции в гармоничное единое целое.
учение о биосфере. Необходимость разумной организации взаимоотношений с природы.

Слайд 32

Русская философия советского периода

Идеологический диктат большевизма,
Смешение философии и идеологии.
«Философский пароход».

Русская философия советского периода Идеологический диктат большевизма, Смешение философии и идеологии. «Философский

Формирование философии русского зарубежья, ее место и роль в отечественной и современной философской мысли.
Евразийство как философско-политическое течение.
Обоснование идеи о том, что Россия – Евразия, у нее свой исторический путь, отличный и отделенный от западного пути.
Тезис о положительной комплиментарности русской и восточной (туранской) культуры.
Обоснование национальной, не унифицированной культуры, обоснование идеалов на основе православной веры, рассмотрение идеи об идеократическом государстве.
(Представители: Пётр Николаевич Савицкий (1898 -1965), Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979), Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), Лев Платонович Карсавин (1882-1952), Пётр Михайлович Бицилли (1879 -1953)и другие.) Философские и культурологические.
Сменовеховство (США как образец)

Слайд 33

Русская философия советского периода

Полемика о правомерности термина «советская философия».
Воплощение в жизнь

Русская философия советского периода Полемика о правомерности термина «советская философия». Воплощение в
принципа партийности в философии.
Выбор рассматриваемых вопросов и их решение.
Приоритет тех или иных философских проблем.
Положительные моменты в советской философии